Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Хана, балдахины и оседланные бегемоты в Астрахани

В холодное время года особенно манят солнце, тепло и экзотика. Представляем вам винтажные истории об утерянной Индии и таинственных ритуалах на берегах Волги. Начинаем с «Восточных известий» 1813 года.

«Индейцы, имеющие пребывание в Астрахани, проживают в двух гостиных дворах. Во внутренности одного из сих дворов над самыми воротами есть одна комната, подобная и прочим в сем и других гостиных домах построенным, по общему Азиатцов именованию Хана называемая, в которой заключаются поклоняемые ими Кумиры, где они в каждые сутки три раза — поутру, в полдень и ввечеру по захождению Солнца приносят свои молитвы.

При входе в самое капище первый предмет любопытства есть стоящий в правом углу деревянный и довольно изрядно выкрашенной небольшой балдахин, а под ним четырехугольный жертвенник. С верху балдахина со всех сторон находятся занавесы, и никогда, кроме жертвоприношения не открываются. Поверхность жертвенника с переди ниже, потом постепенно возвышается, по видимости для того, чтобы отличались в достоинствах стоящие на нем кумиры; из коих некоторые изображены стоящими на ногах, а другие сидящие верхами на различных животных. Изчислять их было бы напрасно; но о двух, которые имеют вместо лошадей — один Слона, а другой Бегемота, сказать для меня показалось непредосудительно». (Пружковский)

Далее стыдливость господина Пружского в статье несколько утомляет. Вообще, к теме богослужений возвращались многие авторы. Видимо, сие действо пользовалось определенной популярностью, в том числе и у туристов. Само здание индийского торгового подворья в Астрахани на бывшей Индийской улице было построено в 1806 г по проекту архитектора Мартынова на средства купца I гильдии Сабра Могундасова. Ранее на этом же месте располагалось старое торговое подворье индусов, которое предположительно было деревянным. Стоит отметить, что индийских купцов никогда не было очень много, и количество учтенных мужчин не превышало 70-100 человек.

Более живое описание индуистского таинства можно встретить в «Путевых записках по многим Российским губерниям» Геракова Гавриила Васильевича (1820 г). Стилистика автора сохранена, тут уж не серчайте.

«Полицмейстер утверждал, что разных народов считается в Астрахани более сорока тысяч обоего пола и семнадцать наций. Обедали дома; в семь часов, по приглашению видели службу Индейцев идолопоклонников; нас ввели в крошечный садик, посадили на лавки, покрытые коврами; старик Собра-Бондасов и лепообразный племянник его подали нам цветов; чрез полчаса, по звонку, нас просили выдши, повели в третий этаж огромного каменного дома; вошед в маленький покой, половина коего на поларшина возвышена и покрыта коврами; нам двум подали стулья; мы чинно сели, не говоря ни слова и не улыбаясь; тут же стояли у возвышения Конно-Егерского полка Майор Итальянец Граф… и какая-то несносная Француженка, содержательница пансиона, вышедшая здесь замуж и какие-то другие дамы; все они безпрестанно говорили, смеялись и мечтая, что мы не понимаем по-Французски, гуляли на наш счет, взирая на наши смиренные лица, и чтоб более досадить, стали перед нами; мы будто не замечая, отодвинулись: тогда одна молоденькая шепнула несносной Француженке, и мы спокойно смотрели и слушали службу. Явился жрец в красной шапке или колпаке, в замаранной толстой рубашке, и в таком же нижнем платье, босоног, стал к приставленному к стене, род ковчегу, спереди открытому, наполненному уродливыми металлическими идолами, изображающими людей, рыб, змей и разных гадов, засветил три маленькие восковые свечи, прилепил одну к вершине ковчега и две по бокам; взял приготовленную курильницу с благовонием, три раза обводил ковчег, род шкапа: глубиною, шириною и высотою не более аршина, три же раза пепел из курильницы высыпал в поставленную на полу тарелку; потом взял две губки, напоенные одна маслом, другая водою, каждую губку обводил три раза около ковчега, и каждую три раза же выжимал в ту же тарелку; с левой стороны ковчега светилась лампадка и несколько свеч желтого воска теплились внутри ковчега перед уродливыми идолами; на правой стороне ковчега, к потолку прикреплены три небольших колокола. Неболее десяти Индейцев были при служении, все в шапках и босоноги. Во все время служения, продолжавшегося с час, священник звонил левую рукою в колокольчик, а правою обводил около ковчега и пел со всеми две ноты, слово Рам, Рам, Рам (Бог), только мы удержали в памяти, а прочие слова не могу вспомнить; другие звонили в род кастаньет, один не играл, а скрипел на скрипке или гудке те же две ноты, и без-устали звонили в три вышесказанные колокола. Подобной скуки в жизнь свою не ощущал; глаза, уши и обоняние ужасно страдали; однако знаки всех руками крестообразны, и что Жрец всегда три раза обводил и поклоны земные, делаемые ими три раза как будто уверяют меня, что и Индейцы по своему чтут тройственное число; но всего противнее показалось мне, что по окончании службы, неопрятный жрец давал каждому по маленькому кусочку дыни, изрезанной на блюде, поставленном с правой стороны у ковчега на полу, и потом давал запивать золу и из двух губок выжатую жидкость. Мы принесли им свою благодарность; они были очень довольны и насказали нам много приятностей на Русском языке».

Политические перемены привели к тому, что индийских купцов становилось все меньше и меньше, а после установления в Индии Британского господства они и вовсе перестали приезжать в Астрахань. Община постепенно приходила в упадок, становилось все больше нищенствующих индусов, а к середине XX века она прекратила свое существование.

 

Ирина Можайская

Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru