Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Тайна «летнего дворца» Петра I в Астрахани (часть 2)

Поделитесь материалом:

Место его нахождения известно и до сих пор пока не застроено.

Первая часть материала — ЗДЕСЬ.

Артемий Петрович Волынский (1689 — 1740), астраханский губернатор в период Персидского похода

Скорее всего, к появлению в Астрахани такой усадьбы по подобию голландской, как Летний дворец на Кутуме, была приложена рука губернатора Артемия Волынского, который следил за веяниями моды и пристрастий при монаршем дворе. «Честолюбие было главной пружиной всех его действий, — рассказывает еще один немаловажный факт о Волынском историк, — желание выдвинуться, сделать во что бы то ни стало блестящую карьеру руководило всеми его поступками». При этом стоит отметить, что именно царица Екатерина, которая отправилась вместе со своим супругом в Персидский поход, заведовала всем «хозяйством», в том числе имеющимися монаршими резиденциями. Екатерина занималась государевым хозяйством и в Астрахани: платила садовнику, «смотревшему» за работами «в саду на реке Кутумове», принимала от «птишников» астраханского Птичьего двора лебяжий пух «про государев обиход».

«Многочисленный и блестящий двор» любимой Петром царицы, «устроенный на немецкий лад и не уступавший в пышности любому двору тогдашней Германии», в значительной своей части последовал за государыней в Астрахань: придворные дамы и камергеры, шуты, музыканты и «карлы», а также прислуга и даже любимые животные (документы астраханского архива сохранили сведения «о доставке молока и корма для императорских сук, сокола и лошадей»). В то время как «при Петре не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды… обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большей частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

Как мы узнаем из Походного журнала 1722 г., прибывшие в Астрахань 19 июня, «Их Величества» 21 числа, то есть на третий день по прибытии, «после обеда изволили ездить в виноградные сады, где строится новой дом». Значит, к моменту их приезда резиденция на Кутуме ещё не была достроена. Это подтверждается другими штрихами из того же Журнала, а также из «Дневника пребывания Петра I в Астрахани»: несмотря на жару, которую отмечает в своих записках доктор Белль — не случайно Екатерина по прибытии осталась «на галере», — первые дни в раскаленном городе «Их Величества» были вынуждены провести в городской резиденции, «кушали в доме губернаторском» или «на судне», не имея возможности укрыться в прохладе садового предместья.

Отрывочные сведения из архивных документов, приведенные А.С.Марковым, говорят о больших земляных работах, об устройстве водоема, разбивке цветников. Помимо возведения царского «Летнего дворца» был несомненно преобразован и сад вокруг него, который, исходя из названия дворца, можно считать астраханским Летним садом. Отведенная под загородную резиденцию Петра усадьба была лучшей не только среди садов Скакольного бугра, который «был весь покрыт садами астраханского купечества», перебиравшегося на лето из «тесноты» города на простор и прохладу предместья, но славилась среди всех астраханских садов — государевых, митрополичьих, частновладельческих. Это была загородная усадьба «государева шелкового мастера» Маматагея Заманова, приглашённого на службу в Московию в последней четверти XVII в. и занимавшегося по указу царя Алексея Михайловича разведением в Астрахани тутовых садов. Крестившись в Москве и став Максимом Андреевичем Замановым, получив титул князя и придворный чин стольника, этот именитый иноземец зажил в Астрахани на широкую ногу: завёл богатый дом в Белом городе «близ Косых ворот», насадил собственный сад на Скакольном бугре. Есть все основания полагать, что знатный выходец из Персии устроил этот сад по канонам персидского садового искусства.

Преобразуя к приезду Петра опустевшую замановскую усадьбу, хозяин которой погиб незадолго до этого в Хиве, строители наверняка переделывали сад с персидского на голландский манер. Известно, что Пётр питал слабость не только к архитектуре голландских домов, но и к голландским садам. «Их разводят и украшают, — писал он, — как лесом, так и всякими фигурами, чего нигде на свете столько хорошо делать не умеют, как в Голландии, и я ничего не требую, как сего». И в Астрахани по царскому указу 1718 г. был устроен «аптекарский сад», подобный амстердамскому, мастером «Яганом Питербоком». Причем садовник из этого «аптекарского сада» руководил переустройством к приезду царя и Замановской усадьбы. Сохранились имена работавших здесь в то время садовников, среди которых были и местный, и «иноземец», возможно голландец: его имя в документе русифицировано. Совсем не случайно пиктограмма «Летней дворец» на рассмотренном плане «Слияние рек Волга и Кутумова» содержит изображения деревьев — они обозначают тот самый «астраханский Летний сад». Причем и расположение деревьев вокруг дворца, и форма их крон похожи на то, как это было в саду упомянутой голландской усадьбы.

Как Астрахань встречала впервые посетившего эту землю российского правителя? Источники сообщают о громе пушек, встречавших и провожавших царя и его сподвижников. Согласно правилам военного устава, пушки многократно салютовали со стен крепости, отвечали с кораблей, а в дни «торжествований» (Пётр отметил в Астрахани годовщины Полтавской «виктории» и Шлиссельбургского «взятья», юбилей своего коронования и тезоименитство) орудия палили с главной площади здешнего кремля, причем артиллерии всякий раз вторили «беглым огнём» фузеи солдатских и драгунских полков. И конечно царя встречали колокольным звоном, в «соборной церкви» служили праздничную литургию, а все торжества сопровождались молебнами, в которых принимал участие государь — он, как известно, «чтил и знал церковный обряд, любил в праздники становиться в ряды своих певчих и пел своим сильным голосом». А ещё были праздничные царские обеды «на судне» с «трактованием» (поздравлением) всех офицеров, ассамблеи у губернатора Волынского, вечеринки до полуночи в «загородном доме» Их Величеств, где несомненно провозглашались здравицы, звучало многоголосие «виватных» кантов. Музыка сопровождала «Их Величества» и в «катаниях по воде» — Джон Белль отметил в своих записках из Астрахани: «Император и Императрица… плыли по реке при звуке музыки и барабана». И смотр ластовых судов, устроенный на Кутуме, и «генеральный сбор морских служителей на свободном месте близ дворца» наверняка проходили под бой барабанов и звуки гобоев. Без музыки не обходилась и «домашняя» жизнь астраханской загородной резиденции царя. Судя по документам, в царском саду на Скакольном бугре «частенько устраивались развлечения… специально отобранные певцы пели песни, танцоры выделывали разные коленца»; упоминаются «астраханская гудошница Настасья» и «бандурист Семён Яковлев».

Флот Петра I при подготовке к Персидскому походу. Рис. Федора Соймонова

Тогда же на берегах Кутума находилось время и чтению, и переводам, и «живописному художеству». Так, секретарь сопровождавшего Петра в Персидском походе князя Д.К.Кантемира «писатель и переводчик» Иван Ильинский в своём дневнике 24 октября 1722 г. записал: «Императорское Величество изволил быть у нас (Кантермир и его подопечные вместе с типографией, печатавшей арабским шрифтом манифесты к народам Кавказа и Персии, занимали «Государев рыбный двор» на противоположном берегу Кутума — Е.Г.) и сидел часа с три; изволил взять к переводу Полидора и моего перевода Агапита…». Известно также, что сопровождавший царя живописец Луи Каравакк написал в Астрахани портреты Петра и Екатерины. Нет сомнений, что происходило это в загородном дворце на Кутуме. Но главными, конечно, были труды по подготовке похода и его продолжения. На берегах «малой реки Кутумовой», «изготовлялись», смолились и доделывались «имевшиеся все суды и лотки». В астраханском Летнем дворце Петр совещался с корабельными мастерами, флотоводцами, офицерами, расспрашивал купцов о торговых путях в Персию и Индию. Сюда, «во дворец», вызвали «капитан-лейтенанта» Ф.И.Соймонова и, как он записал в воспоминаниях, усадили в «кабинете», где со слов «купца Семенова», которого здесь же расспрашивал сам государь, Соймонов «сочинял» план «о положении местечка Ряща» — «с прописанием с которых сторон какие дороги и какие места» — то есть составлял под руководством Петра карту местности, приложенную затем «ко инструкции полковника Шипова», отправлявшегося с войском в Гилян.

Когда Их Величества покинули Астрахань, жизнь Летнего дворца на Кутуме замерла. Таких важных обитателей здесь больше не бывало. Однако, хотя дворец был позже разобран, а сад перешел в частные руки, он не исчез совсем. В середине XIX в. бывший петровский сад при «Летнем дворце» фигурирует в источниках под именем Казённого сада. Несмотря на такое скучное название, означавшее «государственный», жизнь сада скучной, судя по всему, не была. Здесь проходили традиционные городские праздники: играли оркестры, звучали хоры, в специально построенном «павильоне» для публики из «общества» устраивались балы, а «толпы народа» с противоположного берега Кутума восторженно приветствовали ночные фейерверки. «В Казённом нашем саду сделано всё, что может сделать искусство, часто побеждающее трудныя преграды, противопоставляемые природой», — писала местная газета, и это относилось, несомненно, к архитектурно-ландшафтным достоинствам сада, культивировавшимся, несмотря на жаркий климат. Сад существовал и на рубеже XIX–XX вв. — современник упоминал гулянья «в роще под Казённым садом». И на протяжении всего XX в. планы Астрахани фиксируют на его месте незастроенную зеленую зону — её не загубили ни «рисоочистительный завод», ни «ваточная фабрика», упоминаемые источниками.

Место расположения садов с царской усадьбой, еще не застроенное в наше время

Остатки этого сада дошли до начала 21 века, но сегодня они уже исчезли под полотном новой автомагистрали ул. Магнитогорской и под зданием спорткомплекса «Звездный». Однако место петровского дворца пока еще осталось не застроенным, хоть в значительной части и значится сейчас как земля для строительства крытого катка с искусственным льдом. Возможно, властям и бизнесу стоит задуматься о выделении там какого-то небольшого квадрата и возведении хоть символического павильона на берегу Кутума, который бы напоминал нам о тех знаменательных страницах истории как России, так и Астрахани.

 

Михаил Пулин
По материалам статьи Е.В. Гусаровой «Летний дворец Петра Первого в Астрахани»

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru