Прошлое будущее астраханского порта Оля
Недавнее поручение президента России о создании еще одной ОЭЗ в Астраханской области, как оказалось, имеет интересную предысторию.
На днях мы писали о том, что Владимир Путин поручил создать новую особую экономическую зону на базе астраханского порта Оля. Но перед продолжением данной темы давайте окунемся в судьбу этого старинного рыбацкого поселения на реке Бахтемир.
Лиманское село (а до революции — поселок) Оля, что расположилось на юге Астраханской области, впервые было заселено пленниками Хивинского и Бухарского ханов — потомками крестьян из Симбирской губернии. Поселившись перед этим у известного астраханского рыбопромышленника Сапожникова в качестве приобретенных им крепостных, они работали на промыслах купца, ловили рыбу в реке и море. При этом часто во время ловли рыбы в море на них нападали пираты, увозя на невольничьи рынки для продажи хивинцам и бухарцам.
Позже русское правительство предприняло ряд военных действий в целях их вызволения из плена с одновременным задержанием в Астрахани торговых людей из среднеазиатских ханств. Как результат, было освобождено около 2000 наших соотечественников. Правда, по возвращению бывшие крепостные потребовали себе вольную от Сапожникова. В итоге после судебного дела, длившегося около трех лет, они были отпущены на свободу. Вскоре, в 1842 году, братья Иван и Петр Чернецовы с села Харбай со своими семьями поселились и построили две землянки на Олинском острове, где кочевали калмыки. Через год здесь поселилось еще до 20 семей бывших пленников.
С 1878 года Олинский остров отошел во владение Астраханского Казенного рыбного управления, которое стало сдавать участки в аренду. И тут вновь возникает Сапожников, которому они и отошли в аренду, а Бахтемир стал запретной зоной для рыболовства местными жителями. Из-за этого многие частенько попадали тогда под суд по браконьерской статье.
Как сообщалось священником Иоанном Покасовым в статье «Поселок «Оля», которую разместили в «Астраханских епархиальных ведомостях» от 16 января 1910 года, «бр. Сапожникова ежегодно в летнее время держали у поселка Оли для надзора на страже один или два парохода и при них до десяти косных лодок с вооруженными наемными стражниками..» При этом, как ни добивались олинцы, участок им власти под ловлю так и не выделили.
Из «цивилизации» в поселке имелись правление, построенная в 1898 году школа грамоты с небольшой библиотекой при ней, да Никольская церковь, возведенная в конце 70-х годов 19-го века (она, кстати, была переоборудована в 30-х годах 20-го века в школу, а во время Великой Отечественной войны там располагались зенитчицы, обстреливавшие немецкую авиаразведку). Имелась в Оля и должность помощника смотрителя управления Каспийско-Волжскими рыбными и тюленьими промыслами, которую занимал Павел Алексеевич Леонтьев.
Учителем в школе по данным на 1909 год была Анна Граникова, которая за 120 рублей в год преподавала для 30 детей, треть из которых были девочки. За врачебной помощью до революции приходилось обращаться в больницы села Харбай и Бирючьей Косы. Население же в Оля состояло из 199 мужчин и 223 женщин — все мещане, большинство православных великороссов и «человек двадцать старообрядцы поморской секты», как писал Иоанн Покасов. Дворовых построек насчитывалось 88, многие из которых были деревянные и раскрашены в разные краски.В советское время село славилось как рыболовецким колхозом, так и собственным консервным заводом, производившем даже цукаты, не говоря уже о множестве цехов по переработки фруктов и овощей, производству безалкогольных напитков, томатного сока, компотов, повидла, консервов, колбас, мясных консервов и т.д. С развалом же СССР все это кануло в лету. Зато вскоре ставка была сделана на создание в селе Оля порта.
И тут мы возвращаемся к идее президента России. В 2003 году произошло значимое событие – был торжественно открыт новый контейнерный терминал. Это стало и началом строительства железной дороги от станции Яндыки до порта Оля, после завершения которого был окончательно сформирован международный транспортный коридор «Север – Юг». Грандиозную стройку выполнили по поручению главы государства Владимира Путина менее чем через год после его визита в Астраханскую область — на открытии движения по железнодорожной ветке присутствовал даже председатель правительства РФ Михаил Фрадков.
Такие глобальные планы, как считали власти, должны были изменить и статус самого села при порте, о чем открыто писали еще каких-то восемь лет назад. Так, согласно концепции развития поселения, которую выполнил Институт урбанистики, предусматривалось присвоение ему статуса «город Оля». При современном же населении сельсовета в 3,5 тыс. человек планировалось его увеличение до 13-20 тыс. Таким образом, недавняя инициатива Владимира Путина по созданию новой ОЭЗ станет возвратом к ранее имевшейся стратегии развития коридора «Север – Юг» и возможно — причиной скорого появления на карте Астраханской области нового города.
Михаил Пулин