История появления и судьба первого памятника в Астрахани

О нем остались не только воспоминания современников и старинные фотографии — частично этот объект культурного наследия можно увидеть и сейчас.

Если кто не догадался, речь идет о памятнике Александру II, установленном в в самом центре Астрахани. Сейчас на сохранившемся до сих пор постаменте 19 века вместо скульптуры представителя Романовской династии стоит уже третья по счету композиция советского периода нашей истории. Однако, давайте сначала вернемся к эпохе царской России.

«Тридцатого мая 1881 года Государь Император Высочайше соизволил изъявить согласие на сооружение в г. Астрахани, на средства города, памятника в Бозе почившему Императору Александру II. Монумент сооружен по модели академика Опекушина и стоит более 20 тыс. руб. Пьедестал гранитный; на цоколе надпись «Царю-Освободителю». Открытие памятника последовало 4-го сентября 1884 г. Памятник окружен в 1893 году, на средства бывшего тогда городским головою М. П. Часовникова, чугунной решеткой, стоющей около 2 тыс. руб., весь-же Александровский сквер огражден на средства города железной оградой, стоющей 5 тыс. руб. У подножия памятника цветник», — писал в своем книге «Иллюстрированная Астрахань» А. Штылько.

Действительно, после убийства в марте 1881 года Александра II, привнесшего в Россию отмену крепостного права, гласный суд, свободу печати, земское и городское самоуправление и отмену телесных наказаний, ему было воздвигнуто большое количество монументов по всей империи. Авторство большинства из них принадлежало известному скульптору Александру Опекушину и Астрахань стала одним из первых городов, установивших такой памятник. Правда, дореволюционный автор не совсем точен в датах.

Памятник Александру II, на который средства выделили астраханские власти и купечество, был установлен 4 сентября 1884 года в астраханском губернаторском саду, имевшем форму окружности и примыкавшему к плац-парадной площади. Император был представлен во весь рост со свитком Манифеста об отмене крепостного права в правой руке и в ниспадающей порфире. Буквально сразу площадь, прилегающая к губернаторскому саду, получила название «Александровская».

Данные события описываются в публикации «Об освящении и открытии памятника Императору Александру II-му в Астрахани», вышедшей в 17-м номере «Астраханских епархиальных ведомостей» от 10 сентября 1884 года. Как уточняется в этой газете 19-го века, материал издателем был взят из №106 «Астраханских губернских ведомостей» и напечатан «с некоторыми изменениями». Ниже мы приводим его полностью.

«4-го сентября, ровно в полдень, Астрахань отпраздновала открытие вооруженного городом по собственной инициативе памятника в Бозе почившему Императору Александру II-му.
Население, оповещенное особыми объявлениями от городской управы о времени открытия, с самого раннего утра начало стекаться на Губернаторскую площадь со всех концов города. Выпавший за ночь довольно крупный дождь прибил совершенно убийственную астраханскую пыль, воздух от того тоже посвежел, так что лихорадочное движение по всем улицам на невиданное у нас зрелище ни сопровождалось для народа ни духотой, ни пылью. Утро все время, почти до двенадцати часов, хмурилось и только в самые торжественные минуты в момент открытия монумента — солнце пронизало тучи и пролило обнаженные головы массы народа и изваяние фигуры покойного Императора своими яркими горючими полуденными лучами.
Торжество началось по обыкновению торжественной литургией в Кафедральном соборе. Богослужение совершал Преосвященный епископ Евгений. У самого алтаря правого клироса поместился архиепископ армянский, присутствовавший во все время в храме и затем последовавший за православным духовенством на площадь. К 10 часам уже прибыли в собор г. Начальник губернии и все главнокомандующие лица города в полной парадной форме; судебное ведомство присутствовало на литургии в полном составе. К концу службы местный батальон и казачий полк, выстроенные в кремле, двинулись церемониальным маршем по Московской улице на Губернаторскую площадь, где и оцепили всю центральную местность, предназначенную для духовенства, депутаций, школ и казенных учреждений. Здесь, к одиннадцати часам, уже были расставлены, сообразно с заранее начерченным планом, все без исключения астраханские училища, гимназии и приюты в полном составе, что, кроме воспитателей и преподавателей, составило массу более, чем чем в две тысячи детей обоего пола в самых разнообразных форменных костюмах. Здесь же разместились депутации от ремесленников со своими (шестью) цветными значками, — по три с каждой стороны памятника, а также приглашенные Управой на торжество инородческое духовенство — еврейские раввины, татарские муллы, калмыцкие гелюнги в своих разнообразных ярких облачениях. Площадь была вся разукрашена флагами, вокруг монумента развевались симметрично расположенные шелковые знамена времен Петра Великого (хранящиеся в Петровском домике в Порту), из окон домов свешивались разноцветные ковры и дорогие ткани, крыши сплошь, как саранчей, были усыпаны народом, окна положительно унизались, как бисером, мужскими и женскими головами.
В половине двенадцатого отошла обедня, и Архиерей в сопровождении духовенства от всех церквей Астрахани, предшествуемый иконами и хоругвями, под звон колоколов, двинулся по усыпанной зеленью дороге к памятнику; за духовенством следовали военные и гражданские чины; ко времени прибытия шествия на площадь толпа здесь возросла еще более. Духовенство поместилось у самого памятника, лицом к северу, как раз пред надписью, т. е. прямо против лица монумента. После краткого молебна, по прочтении составленной на сей случай молитвы, по знаку, поданному г. Губернатором, сдернуто было покрывало, окутывавшее фигуру, и моментально покойный Император в полной форме, в порфире, с непокрытой головой, предстал народу во всей своей величественной, но мягкой, кроткой красоте; как один человек, толпа была охвачена одним и тем же чувством, и мощное «ура» полилось громовыми раскатами и долго-долго не смолкало. К этому времени на нижних ступенях пьедестала вокруг всего монумента уже были помещены депутатами всевозможных цветов и размеров венки; лучшими из них следует признать венки от городского управления и от судебных мест; последний с огромным белым инициалом покойного Императора в средине был украшен особенно удавшейся Императорской короной из мелких цветов самых нежных оттенков, так что издали она казалась усыпанной дорогими камнями, на лентах его по белому фону золотыми буквами были надписи: на одном конце «судебные уставы 20 ноября 1864 г.» и на другом «судебное ведомство, 4 сентября 1864 г.»; кроме того были возложены венки от астраханских дворян, от всех гимназий, от городского мужского училища, от калмыцкого училища металлический венок из зелени, от редакции «Справ. Листка» и друг.
Памятник был освящен, окроплен Преосвященным святой водой, затем отслужена большая панихида с возглашением «вечной памяти усопшему рабу, Самодержавнейшему Великому Государю Императору Александру II-му»; богослужение окончилось, после чего опять под звон колоколов духовенство проследовало обратно с собор, а на площади раздались звуки военных оркестров и голоса команды: войска прошли мимо памятника церемониальным маршем.
Громадные толпы народа окружали целый день холм с монументом, не переставая ни на минуту тесниться к нему. Вечером площадь иллюминовали и народу притекло еще более. Да, совершилось народное 
торжество, воздвигли памятник народному Царю и «Никогда к нему не зарастет народная тропа!»

Территория около памятника со временем была облагорожена — засажен сквер, получивший затем название «Александровский» (ныне — Братский сад), установлены фонари, проведен водопровод и сооружены фонтаны. На фотографиях от 19 февраля 1911 года можно видеть торжество, посвященное 50-летию освобождения крестьян.
1961 г.

Фрагмент короткометражного фильма Пальцева А.Е. о памятниках в Астрахани

В годы становления советской власти скульптура императора была снесена. Однако основание было сохранено — на нем в честь защитников советской Астрахани, погибших во время контрреволюционного мятежа в начале 1918 года, установили первый послереволюционный памятник. 15 февраля 1918 г. вокруг постамента вырыли квадратное в плане углубление, где поместилось 180 гробов. Памятник-надгробие торжественно открыли 21 сентября, но он был признан неудачным и в первую годовщину Октябрьской революции был установлен новый памятник. Уже в 1977 году в этом месте была установлена очередная, существующая и поныне, скульптурная композиция в виде фигуры рабочего с винтовкой в руках.

Александр Опекушин

Справка. Скульптор Александр Опекушин родился в 1838 году в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. У мальчика рано обнаружились прекрасные творческие способности, и артель лепщиков, где он работал, собрала средства для его обучения. С разрешения помещицы Ольгиной он был отправлен на учебу в Санкт-Петербург.

Поступив в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, он блестяще окончил ее в два года и продолжил учебу в петербургской мастерской датского скульптора Давида Йенсена. В 21 год Александр Михайлович получил вольную, став вольноприходящим учеником Императорской академии художеств.

Диплом академика скульптуры был присужден Александру Михайловичу в 1872 году за статую Петра I и бюст цесаревича Николая Александровича, установленный в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне. Работал над памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде и многими другими известными произведениями. Так, памятник Пушкину в Москве с годами стал настоящим символом столицы. В 1894-м Александр Опекушин становится действительным членом Академии художеств.

Памятник Карлу Бэру в Тарту

Особо интересен нам показался памятник Карлу Эрнсту Бэру (1792–1876) в Тарту (Дерпте), который был сооружен в 1886 году и до сих пор сохранился в Эстонии. Знаменитый естествоиспытатель и мыслитель, создавший теорию эмбриологии и ставший инициатором создания Русского географического общества, хорошо известен в Астраханской области своими научными изысканиями и названными в его честь Бэровскими буграми. Кроме того, стараниями Бэра каспийская сельдь пришла на смену голландской, ввоз которой прекратился из‑за Крымской войны. Научив заготовлять местную селедку, он сэкономил тогда для страны валюту.

После Октябрьской революции автор скульптуры для первого астраханского памятника был лишен своей мастерской, ограблен во время обысков и выгнан из дома, в котором он жил с семьей. Деньги семьи в Государственном банке были аннулированы. Умер Опекушин в глубокой нищете в марте 1923 года и похоронен в родном селе.

 

Михаил Пулин

СМИ сетевое издание «Астраханский листок» (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019 г.). 16+ Учредитель и главный редактор: Путилина И. В. E-mail: astralist.info@yandex.ru Тел.: 8-937-120-9050