Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Из истории замощения астраханских улиц

Поделитесь материалом:

До XIX века Астрахань развивалась на буграх, но последовавшее вскоре освоение низин породило обсуждение возможности замощения улиц в Астрахани. Известно, что до 1835 г. в городе не было ни одной мостовой. Во всех источниках появление первого замощения связывают с 1835 г. Но работы по замощению были столь незначительными, что позволили французской путешественнице Адель Оммер де Гелль, посетившей Астрахань в 1839 г., в своих записках заметить: «Такой роскоши, как мостовые, Астрахани не известно». А в 1857 г., Александр Дюма, посетивший Астрахань, в своих путевых заметках о России фактически повторил замечания своей соотечественницы, заметив полное отсутствие мостовых в городе.

Специальная работа по проектированию астраханских мостовых была осуществлена бароном Е. Гизенгаузеном (автор ошибается в написании фамилии барона — прим. редакции «Астраханского листка»), который в двух номерах «Астраханского губернского вестника» за 1857 г. поместил исторические заметки о работах, проводимых в Астрахани по замещению улиц и заметил, что ничего, кроме тротуаров до сей поры в Астрахани не делалось. Связал он это обстоятельство с отсутствием материала, необходимого для проведения данных работ — природного камня или дерева. Автор отмечал, что до 1857 г. на улицах, прилегающих к кремлю, были устроены лишь тротуары из обожженного кирпича или дерева.

Барон сетовал на привычку астраханцев вываливать на проезжую часть навоз, другие органические остатки жизнедеятельности, засыпать улицы мусором, который, перегнивая, создавал неповторимые «ароматы» города, и в осенне-весеннее межсезонье делал астраханские улицы непроходимыми. По оценкам автора, для приведения улиц в порядок необходимо было изъять с поверхности более двух метров грунта для достижения природного слоя улиц. Редкие попытки замощения улиц или придомовых территорий он связывал с возможностью использования камня, привозимого в город судами, заходящими в Астраханский порт, в виде корабельного балласта. Этот камень астраханцы выкупали у судовладельцев и замощали им улицы. Но поскольку этот материал привозился из-под Царицына (с. Дубовка), с дагестанского и азербайджанского побережья Каспийского моря, зачастую в необработанном виде, то замощение улиц носило трудоемкий и несистемный характер.

Такой подход к замощению улиц сохранился до конца XIX в., что, в свою очередь, в 1858 г. позволило обратиться Федору Каразину в газете «Астраханские губернские вести» с призывом ко всем жителям верховых губерний России с нижайшей просьбой присылать так недостающий в Астрахани камень на всех судах, приходящих в Астраханский порт.

Кроме исторического аспекта в своей работе господин Гизенгаузен сделал подробные проектные работы замощения всех астраханских улиц, при этом его проект предусматривал не только замощение улиц, но и создание трехсистемного дренажа. Все проектные работы были отмечены автором и представлены на рассмотрение общественности. К сожалению для Астрахани, он не был реализован до конца XIX в.

В «Астраханском губернском вестнике» и «Астраханском справочном листке» за 1875 г. помещено достаточно полное исследование по замощению астраханских улиц за сорок предшествующих лет. Оно было призвано обосновать необходимость ведения сборов с национальных общин, целевым направлением которых являлось приведение астраханских улиц в порядок (своего рода дореволюционный «дорожный фонд»). Надо отметить, что Городская дума вплоть до 1917 г. отчитывалась по использованию собранных средств на замощение астраханских улиц, но работы до начала XX в. шли вяло и несистемно, прежде всего, из-за отсутствия природного камня. В 1903 г. Городской думой был заказан специальный материал, в котором сравнивались современные подходы к замощению городских улиц. Эта работа была выполнена М.И. Щекотовым, в ходе которой он проводил сравнительный анализ трех видов мостовых: деревянных, асфальтовых и каменных.

Фактически ежегодно после статьи Щекотова в журнале «Известия Астраханского городского общественного управления» с 1903 по 1917 г. публиковались аналитические материалы об устройстве мостовых в различных городах мира. Вопросы замощения улиц были одной из постоянных и горячо обсуждаемых тем на заседаниях Городской думы с 1905 г. Обычно дискуссию вызывали размеры сборов, устанавливаемые с различных групп налогоплательщиков, проживающих в г. Астрахань. При этом рассматривались достаточно подробно все проекты замощения улиц, причем, как правило, на них объявлялся городской конкурс.

На тот период самым популярным типом мостовых были деревянные, так как автомобильное движение было мало развито, а деревянные стыковые мостовые считались наиболее комфортными и экологически чистыми. Уже тогда горожане и официальные лица отмечали целый ряд неприятных последствий, возникающих при использовании асфальта: неприятные запах и выделения, особенно мешающие астраханцам в жаркие дни. Такой материал, как асфальт, был достаточно дорог. Ближайший асфальтовый завод находился в Сызрани. Использование асфальта на спусках холмов было затруднено, и в таких местах предлагалось применять брусчатку или каменную мостовую.

Системных поставок камня в Астрахань попрежнему не осуществлялось, а использовать дерево у астраханцев также не было возможности, так как город находился в степной зоне и лес взять было не откуда. К началу XX в. удалось замостить только центральную часть города. Улицы, которые были построены во второй половине XIX в. в районе Эллинга и за Варвациевым каналом, оставались незамощенными вплоть до середины XX в. В слободах, примыкающих к городу, таких как Янго-Аульская, Царевская, большинство улиц не имеют твердого покрытия до сих пор. В начале ХХ в. в Янго-Аульской слободе произошел курьезный случай: на одной из улиц верблюд, попавший в дорожную яму, утонул.

Существенно изменилась ситуация лишь во второй половине XX в. со строительством асфальто-бетонных заводов на территории города, появлением новых микрорайонов, связанных со строящимися промышленными предприятиями. В 1960-х гг. были построены улицы Яблочкова, Савушкина, Татищева, Перевозная, Адмирала Нахимова, новые микрорайоны в правобережной части города. В 1980-х гг. были построены микрорайоны Бабаевского, Юго-восток 1, 2, 3, улицы Софьи Перовской, 11-й Красной Армии, Куликова и др. Фактически все эти улицы застраивались многоквартирным жильем и здесь сразу же осуществлялось строительство асфальта-бетонного покрытия, как проезжих, так и дворовых территорий.


Заинтересовавшись бароном, о котором мы нашли упоминание у автора используемого нами материала, оказалось, что на самом деле его звали Евгений Богданович Тизенгаузен (1817 — 1875) — генерал-лейтенант, морской инженер, строитель кронштадтских доков и укреплений из остзейского рода Тизенгаузенов. Почти весь 1856 год он провел в Астрахани, командированный туда для выяснения мер по упорядочению канала при Астраханском порте и для постройки самоосвещающегося маяка на острове Святом в Каспийском море. Как раз в это время он и провел свои изыскания по замощению Астрахани и устройству водостоков. Но вот о создании канализации мы лучше напишем в другой раз.

Михаил Пулин

По материалам статьи В. Монина «История замощения астраханских улиц»

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru