Астраханские объявления полтора столетия назад

«Практический» адвокат, учитель «танцования» и кража у одного из первых фотографов Астрахани.

Пресса прошлых веков — уникальный кладезь информации о жизни наших предков. Мы решили взять для этой публикации несколько примеров из газеты «Восток» (№44 от 3 ноября 1867 года), выходившей в Астрахани. Итак, ровно 151 год назад…

«ПРАКТИЧЕСКИЙ АДВОКАТ, Николай Васильевич ОРЛОВ, желающих пользоваться его советами и защитой по делам, требующих административнаго и судебнаго производства, принимает у себя каждодневно: утром — с 9 до 12-ти, вечером — от 5 до 8 часов. Процесс, для начатия и продолжении коих нет законных оснований, защитой его не пользуются. Квартира в табачном ряду, в доме Эдельханова, № 4 и 5, где была контора С. М. Леонозова; подъезд с улицы».

К сожалению, больше про этого адвоката никакой информации мы пока не нашли. Но дом, где он вел прием, частично сохранился до наших дней — он располагается по адресу ул. Кирова, 12 (на верхнем фото слева) и является объектом культурного наследия «Дом гостиный с торговыми лавками и выходами Ягулова (Эдильханова М.Н.) XIX века». На заглавном фото статьи его можно увидеть в левой части снимка, с зеленой крышей.

«Имею честь известить почтеннейшую публику, и в особенности молодых людей, которые желают упражняться во всех бальных танцах, что у меня в квартире, которая находится на Московской улице, в доме Пасоева, против церкви Рождества Богородицы, — будут ТАНЦ-КЛАССЫ. — Цена 2 руб. в месяц с каждой персоны. Учитель танцования Доминик Россетти».

Вот такое еще одно занимательное объявление. Про очередного героя нашей статьи тоже более ничего не известно, но можно понять, где 151 год назад молодежь занималась танцами. Дело в том, что улицей Московской тогда называли нынешнюю Советскую, а церковь Рождества Богородицы располагалась на месте нынешнего сквера Пушкина, напротив краеведческого музея. Так что, скорее всего, молодежь тогда ждали в ныне несуществующем доме на месте краеведческого музея. Или в рядом стоящих домах, также не дошедших до наших дней — на ул. Советская 22 и 14.

«СУДЕБНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. В астраханской судебной палате будут докладываться следующие дела: 8 ноября: 1) о взыскании инженер-поручиком Безе с татарина Ходжаева по росписке 1100 руб. В астраханском уездном суде будут докладываться следующие дела: 7 ноября: 1) о краже вещей у фотографа Викентия Веркмейстера; 2) об обиде чиновника Амбрусова и его жены армянкою Минеевою; 3) о прекращении претензии, по мировому прошению временнаго купца Петра Петрова Вейнера и потомственнаго почетного гражданина Ивана Кирилова Макарова, в обиде последняго первым».

Да, тогда о всех рассматриваемых делах можно было заранее узнать из газет. Выше мы привели лишь несколько анонсов и подробно коснемся процесса по краже, который проходил в астраханском уездном суде. Дела рассматривались в сохранившемся и поныне здании Полицейского управления напротив Морского (тогда — Полицейского) сада. Оно было возведено в 1836 году по проекту губернского архитектора К. Депедри и сейчас является объектом культурного наследия (ул. Советская, 32).

Описываемое здание напротив Морского сада в 1927-1935 гг.

Потерпевшим, как вы поняли, значился фотограф Веркмейстер — а это, на секундочку, один из основоположников фотодела в Астрахани. До наших дней дошло менее десяти карточек его авторства и кое-какая информация по нему самому.

Баварский подданный Викентий Францевич Веркмейстер приехал в Астрахань из Саратовской губернии в 1863 году. Вместе с ним прибыла жена Паулина, урожденная Фельбертон и два сына – Фридрих Август и Викентий. В Саратове остались родственники семьи, среди которых и родной брат Викентия Францевича – Иосиф Францевич Веркмейстер, открывший там в 1854 году первую фотографию на Московской улице.

После обустройства Веркмейстер открывает свою первую фотографию в уже упоминавшемся в начале статьи Табачном ряду в доме Тимофеева. Уже летом 1866 года он переводит фотографию в собственный дом (бывший Плотникова), приобретенный за 2000 руб. на Варвациевском канале, предлагая там «все удобства к хорошей съемке портретов и карточек». При этом в его ателье работает художник, который «по желанию публики может перерисовывать портреты с карточек», предлагает свои услуги ретушер, продаются рамки и альбомы. Специально приглашается приехавший в Астрахань художник Шмидт и в газетах появляется объявление: «Честь имею объявить, что … портреты будут ретушироваться по новейшей методе, а также могут быть раскрашиваемы красками с особенной тщательностью и искусством художником Шмидтом».

В декабре 1866 года фотограф получает новый паспорт, из которого следует, что Веркмейстеру 37 лет, он среднего роста, волосы светло-русые, глаза серые, лицо овальное без особых примет, а вероисповедания католического. Спустя год, когда его действие заканчивается, канцелярия Астраханского губернатора просит сообщить, «не имеет ли какого-либо препятствия к выезду означенного иностранца из Астрахани». В ответ на запрос полицмейстер отвечает: «К выезду из Астрахани означенного иностранца препятствуют». Что это были за «препятствия» — не процесс ли по краже?

В 1869 году Веркмейстер дает объявление о продаже своего дома на Канаве, но он продан не был. В 1872 году фотограф просит власти выдать ему узаконенное свидетельство на свою фотографию, которую, как он пишет, открыл «10 лет тому назад». Свидетельство он получает в апреле 1872 года одновременно с новым паспортом и в ответ на стандартный запрос канцелярии появляется уже другая запись: «К выезду из Астрахани иностранца В. Веркмейстера с женой и детьми препятствий нет».

Викентий Францевич вместе с женой и теперь уже тремя детьми (младший сын Симон Адельберт родился в Астрахани) возвращаются в Саратов. Брат к тому времени умер и в начале 1874 года Веркмейстер открывает там фотографию на Никольской улице в доме Фельбертон. В 1881 году Веркмейстер прекратил фотографическое занятие в Саратове, продал весь инструмент и принадлежности заведения своей жене Паулине Августовне и уехал из Саратова.

Веркмейстер вернулся в Астрахань и вновь занялся своим любимым делом. В ноябре 1881 года в «Астраханском листке» публикуется объявление: «Вновь открытая фотография Веркмейстера в доме Николая Андреевича Зварыкина принимает всевозможные фотографические работы по новому способу и по умеренным ценам». В последующие два года фотоателье работает по этому адресу (Глухая Мещанская, 14, а ныне — Гражданская), а в 1884 году адрес его меняется и теперь это самый центр города – 2 участок дом Углева на улице Ахматовской, 11 (ныне здесь корпус АГУ).

Справа — дом Углева (к. 19 — н. 20 вв.)

В фондах Астраханского краеведческого музея сейчас хранится несколько фотографий из ателье Викентия Веркмейстера. Это небольшие по размеру пожелтевшие фотографии формата «визит» (10х6см). Печать производилась на фирменных бланках, на лицевой стороне которых внизу стояла его фамилия, а оборотная сторона украшалась виньеткой с ангелами и отправными данными ателье.

 

Михаил Пулин

В материале использована информация ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» и блога astrahanfoto.livejournal.com