Дело о потерянном саде

Раньше не составляли рейтинги российских трэвел-блоггеров. Но роясь в старинных спутниках, путеводителях и путевых заметках, можно выделить лидеров. Кто-то, прогуливаясь по Астрахани, отмечал ее своеобразность, кто-то — обилие мачт, а кто-то и вовсе промышленные  маштабы и размах торговли. А вот один из таких хроникеров просто «смотрел и плакал» ))). Итак, в главной роли — Демьянов Георгий Павлович. Место действия: Астрахань, 80-е года 19-го века. Проникаемся атмосферой…
 
Еду в Давыдовский сад. Этот сад носит название прежнего владетеля, а теперь он принадлежит какому-то отставному солдату. Астраханский «солдат» сделался обладателем единственного в центре города садика, и нашел вероятно выгодным не вырубать его, а сделать его общественным состоянием конечно за известный гонорар.
 
Сад небольшой; наружный вид его напоминает чахоточно умирающего, на что хуже — в этом саду посетитель также обречен на глотание пыли, как и в других частях города, хотя может быть в несколько меньшей степени.

В саду, как и следовало ожидать, существует театр, похожий на сарай, кегель-бан, получивший право гражданства во всех азиатских владениях и клуб, где также винтят, как и во всех просвещенных городах.
 
Публика видимо охотно посещает театр, где теперь дается оперетка, с артистами и артистками, воспитавшими свои таланты на подмостках Нижнегородско-ярмарочных гостиниц. Таким образом, являясь в Астрахани Сенькиной шапкой, опереточная труппа очень легко удовлетворяет неприхотливые вкусы Астраханской публики, особенно той ее половины, которая исключительно состоит из «восточных элементов».
Дамский персонал, — я говорю о том персонале, который является как бы необходимостью всяких садов и т.п. увеселительных заведений, — этот персонал является в достаточном количестве. Известно, что этот персонал в Астрахани имеет свой особенный склад жизни, свои традиции, нравы и вкусы, могущие дать прекрасную иллюстрацию о степени культурности Астраханцев.
 
Одиннадцать часов ночи. В саду становится душно, больше от пыли, которая поднимается при хождении публики по аллеям, не достигающим 10 сажен длины и двух — ширины.
 
Я сижу на площадке, освещаемой тусклым светом керосиновых ламп и чувствую как закрадывается в душу… тоска.
 
Передо мной как в калейдоскопе мелькают фигуры восточных людей и других обывателей города Астрахани: до моего слуха доносится разговор, из которого я могу уловить только: » Узун-Ада», «рубль», «вобла», «Темерхан-Шура», «нефть», «кишмиш», «мазут», «сударь/рыня» и т.д.
 
В ближних кустах «восточный человек» объясняется перед «сударыней» в любви на Астраханско-восточном жаргоне, что выходит у него очень картинно.
Где-то осел поет веселые мотивы.

Музыка играет отвратительно, ей вторят пронзительным воем собаки, выходит очень гармонично…
 
Всходит луна красно-багрового цвета; точно подернутая грязной пеленой. «Это Астраханская луна»… О Боже мой, какая тоска!
 
С чувством какой-то внутренней пустоты и отчаяния я покидаю сад.
На пути мне попадаются мелькающие фонарики извозчиков, собаки и бочки, бочки без конца
 
То, что приезжий человек мог чувствовать себя в Астрахани того времени тоскливо — охотно верится. Но старинное издание об Астрахани с таким эмоциональным описанием встретишь не часто. Удивительно и еще ко-что. Упоминания о Давыдовском саде попадаются на глаза неоднократно в виде рекламы на страницах дореволюционных газет — горожан приглашают туда поиграть в кегли, купить выращенную в саду клубнику или даже заказать траурный венок. Но вот найти место, где он располагался, оказалось гораздо сложнее — даже авторитетные краеведы не могли точно ответить на вопрос о том, о каком саде идет речь.
 
Мы знаем, что он был в центре. Плюс, на его территории был театр. В 1870-х гг. в Астрахани было четыре театра — один зимний и три летних. Можно предположить, что речь шла о драматическом театре, находившемся с 1810 года в амбаре Токарева в районе Театрального переулка, но был ли там сад? Современный театр Плотникова, построенный в 1887 году, вряд ли напоминал сарай. Облупинский сад, частично занятый ныне детским садом «Золотое зернышко», не подходит своим названием. Морской садик раньше назывался Полицейским садом. Был, правда, еще какой-то сквер, сохранившийся в своих границах около нынешней филармонии. Думается, читателям «Астраханского листка» тоже будет интересно подумать над вопросом местонахождения Давыдовского сада — присылайте нам свои версии!
 
 
По материалам книги Г. Демьянова «На Волге (путевые очерки)». — М., [1888].
Ирина Можайская
СМИ сетевое издание «Астраханский листок» (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019 г.). 16+ Учредитель и главный редактор: Путилина И. В. E-mail: astralist.info@yandex.ru Тел.: 8-937-120-9050