Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: толерантность может быть опасной, когда не имеет границ

Поделитесь материалом:

Вячеслав Моше Кантор, международный общественный деятель с мировым именем, многим известен прежде всего как борец за толерантность и противник любых проявлений нетерпимости и ненависти. В этой связи особенно примечательно, что именно Моше Кантор – автор концепции «безопасной толерантности» или толерантности ограниченной. Безграничная пассивная толерантность, считает Кантор, может принести немало бед Европе, и хотя терпимость и остаётся главной ценностью западного общества – всё же необходимо чётко очертить её границы, чтобы она не превратилась в проблему сама по себе.

Новое мышление

О необходимости пересмотра подхода к толерантности Вячеслав Кантор говорит далеко не первый год. На самом деле, проблема эта, уверен Кантор, назрела уже очень давно, и во многом стала результатом тех кризисов и испытаний, с которыми столкнулась Европа с начала XXI века.

В частности, тема толерантности стала одной из ключевых на конференции Европейского совета по толерантности и примирению (ЕСТП) в 2018 году, когда медали от совета был удостоен принц Монако Альберт II. В своём выступлении принц сделал акцент на том, как важно взаимоуважение и терпимость в современном мире, что толерантность превратилась из ценности в саму основу общества, в то необходимое условие, которое обеспечивает дальнейшее развитие современной цивилизации – особенно в тех условиях глобальной открытости, в которых приходится жить всем нам сегодня. При этом он же обозначил проблему растущей угрозы экстремизма и радикализации общества, заявив о том, что нельзя допустить превращения агрессии и нетерпимости в норму.

Вячеслав Моше Кантор в своём выступлении также опирался на эти пункты. Как объяснил Вячеслав Кантор, растущая нетерпимость, особенно в информационном поле, радикализация политики, а также те проблемы, с которыми столкнулась Европа, пытаясь интегрировать мигрантские сообщества в свой социум – всё это не только угрозы безопасности, но и реальные препятствия для развития уважительных и продуктивных отношений как между странами, так и внутри отдельного общества. Именно в Европе это проявилось особенно очевидно, отметил Моше Кантор, ведь в 2010-х годах именно Европа стала местом назначения для многих мигрантов из других стран, других культур и языковых групп. Поскольку многие из этих культур были наполнены обычаями и нормами, не только не соответствующими европейским, но зачастую и противоречащими им, это привело к ожидаемому кризису, конфликту между желанием не вмешиваться в дела общин и проявлять терпимость и реальными угрозами безопасности и ростом напряжённости в обществе.

В результате, вся Европа и отдельные европейцы неожиданно почувствовали себя беззащитными и уязвимыми перед остальным миром, отмечает Вячеслав Кантор. Этот контраст особенно явен, если понимать, что по окончании Второй мировой Европа долгое время оставалась континентом, который больше пользовался плодами глобализации, чем действительно испытывал на себе негативные стороны этого процесса. Свобода, отсутствие военных конфликтов – всё это было прервано буквальным «вторжением» внешнего мира в мирную благополучную Европу.

Возможна ли безграничная толерантность и терпимость, которую Европа «проповедовала» много лет, в подобной ситуации? Вячеслав Моше Кантор в ответе на это весьма категоричен: нет, и это скорее будет рецептом самоубийства Европы, чем её спасением. Атмосфера, где в информпространство и в общественное сознание проникает всё больше чуждых, зачастую враждебных идеологий, в том числе и напрямую направленных на то, чтобы уничтожить европейские ценности и нормы, не располагает к пассивному принятию – чем, по сути, и является безграничная толерантность и чрезмерная политкорректность. Именно эту угрозу сегодня необходимо осознать всем ответственным за принятие решений лицам в Европе, убеждён Вячеслав Кантор.

Однако означает ли это, что от толерантности необходимо отказаться полностью? Здесь Кантор не менее категоричен и уверен, что нет, ни в коем случае. Хотя бы потому, что именно на фундаменте толерантности и выросло то демократическое общество, которым Европа живёт сегодня, и заложенные основы ведущих норм, прав и ценностей разумеется необходимо сохранить, если речь идёт о дальнейшем развитии цивилизации в направлении человеческих прав. Однако изменения необходимы, уверен Вячеслав Моше Кантор, но изменения эти должны коснуться самого общественного мышления. Это мышление, считает Кантор, должно по-прежнему быть ориентировано на мультикультурное развитие, взаимоуважение и терпимость, но и при этом быть не просто подходящим для политиков, но и отвечать запросам самих граждан и гражданского общества как такого. А запрос, существующий в обществе, вполне конкретен – это запрос на безопасность. Причём речь идёт не только о безопасности физической, уточняет Кантор, но и о безопасности самого образа жизни, безопасности мышления и мнения. Именно в этой точке и должны встретиться безопасность и толерантность, превратившись в ту самую идею «безопасной толерантности», за продвижение которой сам Кантор так ратует.

Стоит отметить, что и сам Вячеслав Кантор не остаётся в стороне от процесса и не ограничивается заявлениями: так, в ходе конференции он сообщил об учреждении собственной премии для тех исследователей, которые заинтересованы в разработке механизмов и стратегий по внедрению того самого необходимого нового мышления: толерантного, но лишь до тех пор, пока это не представляет угрозу для безопасности.

Когда толерантность опасна

В чём же конкретно проявляется опасность безграничной толерантности? Вячеслав Моше Кантор считает, что прежде всего она кроется в проявлении терпимости к любым видам ненависти и нетерпимости. Это ни что иное, как попустительство в отношении реальных угроз, и отсутствие реакции на ненависть, расизм, ксенофобию или любые другие агрессивные проявления нетерпимости приводят лишь к тому, что эти самые проявления в общественном сознании становятся частью нормы, чего-то повседневного и допустимого. А опасность этого, уверен Кантор, уже не нужно объяснять.

Нередко, однако, это имеет место быть, и даже в официальной политике. Так, в 2016 году Вячеслав Моше Кантор выступил с резкой критикой одной из британских партий, чьи члены позволяли себе антисемитские высказывания, однако партия в целом на это никак не реагировала. Подобные случаи, считает Кантор, и являются той самой недопустимой терпимостью. Особенно недопустимо это в современной атмосфере, когда уровне антисемитизма в большинстве европейских стран и так неуклонно растёт. Это не может быть «просто мнением», если его высказывает высокопоставленное лицо, уверен Вячеслав Моше Кантор. От лидеров мнений такие заявления как раз становятся мостиком к тому, чтобы общество в целом начало их допускать или даже разделять. Для подобного вида антисемитизма даже есть собственное название – антисемитизм институциональный, когда его демонстрируют представители власти и властных органов, и Вячеслав Кантор с прискорбием вынужден отмечать, что он и так наблюдается слишком часто в последние годы.

Другой вид недопустимой терпимости Вячеслав Кантор видит там, когда преступления против одних не вызывают такого же возмущения и осуждения, как преступления против других. И это тоже проблема, знакомая Европе, где помощь мусульманским беженцам вступила в конфликт с агрессивным настроем отдельных особенно радикально настроенных представителей мигрантов. Будучи президентом Европейского еврейского конгресса, Вячеслав Моше Кантор и сам отмечал учащение случаев нападений и атак на представителей еврейской нации после начала миграционного кризиса, и чаще всего эти нападения были инициированы именно радикально-настроенными мусульманами. По признанию самого Кантора, Европа в буквальном смысле оказалась между молотом и наковальней, ведь радикальные исламисты вызвали не только всплеск преступности, но и ответную агрессию от самих европейцев и, в том числе, рост активности и популярности праворадикальных движений и политических сил.

В 2015 году, на фоне обсуждения, притом весьма горячих, в официальных кругах властей Европы о том, каким важным уроком Второй мировой войны стала толерантность и терпимость по отношению к культуре других наций и их особенностям, в Манчестере группа агрессивных мусульман напала и избила нескольких подростков из числа евреев, причём один из них от полученных травм оказался в коме. Да, толерантность – важный урок, заявил Моше Кантор, но другим не менее важным уроком войны стал и урок о том, к каким катастрофическим последствиям может привести то, что начинается с избиений и притеснений евреев. В контексте этого случая Кантор в очередной раз подчеркнул важность того, чтобы все – абсолютно все преступления на расовой или национальной почве карались одинаково жёстко и строго, вне зависимости от того, против какой расы или нации они были совершены. 

Тогда же, в 2015 году, у Вячеслава Кантора состоялась встреча с Архиепископом Кентерберийским и другими религиозными деятелями Великобритании, в ходе которой Кантор вновь заявил о недопустимости попустительства и терпимости в отношении экстремизма и радикализма, в том числе духовного и религиозного. Привёл Кантор и данные по изучению уровня антисемитизма в мире, которые продемонстрировали, что за 2014 год в одной лишь Британии рост антисемитских настроений составил 38%.

Подобные события не должны служить поводом для раздора, уверен Кантор, а напротив – должны сплачивать и приводить к сотрудничеству против общего врага, религиозного экстремизма, и это особенно важно во времена, когда нравственные и моральные ценности, включая религиозные, в целом оказываются под ударом. К актам насилия нельзя оставаться равнодушным, заявил Моше Кантор, поскольку это угроза, которая нависает над всеми религиозными общинами, будь они еврейскими, христианскими или даже мусульманскими.

Говоря о недопустимости толерантности в отношении нетерпимости, Вячеслав Кантор подчеркнул, что имеет в виду далеко не только случаи реального насилия, но и в целом распространение ненависти, о так называемом информационном экстремизме и пропаганде человеконенавистнических идеологий. Однако в этом случае лишь усилением мер безопасности не обойтись, признал Кантор, и изменения должны коснуться прежде всего законодательства. Законы должны быть таковы, чтобы защищать права и свободы людей, однако вместе с тем не позволять нарушителям прикрываться теми же правами и свободами в своих преступлениях.

Может ли толерантность быть безопасной?

Первые идеи по безопасной толерантности Вячеслав Кантор высказывал задолго до упомянутых выше событий и обсуждений – если точнее, то более десятилетия назад. Его размышления и исследования на эту тему легли в основу книги «Манифест о безопасной толерантности», которая увидела свет в 2011 году. С годами тема не потеряла актуальности, напротив – тезисы Моше Кантора становятся всё более злободневными и даже очевидными. Не менее важным сам Кантор считает и идею о едином законе о толерантности, который закрепил бы само это понятие и его границы в нормативной сфере. Типовой проект такого закона по инициативе самого Моше Кантора в 2012 году разработали эксперты при поддержке ЕСТП – разработали, чтобы заполнить правовой вакуум в этой сфере. О том, что этот вакуум существует, говорит уже сам факт того, что конкретного, утверждённого и принятого всеми термина толерантности до сих пор нет, как не отражены эти принципы ни в одном юридическом документе, имеющем обязательную силу. И это с учётом того, что по этим принципам Европа живёт не первое десятилетие!

Саму же концепцию безопасной толерантности Вячеслав Кантор для наглядности сравнивает с коридором безопасности, используемой в пилотировании. Самолёт летит в нём на определённой высоте, когда и резкое снижение, и резкий взлёт означает риск реальной катастрофы. Для толерантности именно соображения и понятия безопасности должны обозначать тот самый коридор, убеждён Вячеслав Моше Кантор.

Ещё в 2013 году, до того, как миграционный кризис разгорелся в Европе во всю силу, Вячеслав Кантор уже говорил об опасностях неограниченной толерантности. Так, пояснял Кантор, рост нетерпимости из-за общего ухудшения уровня жизни и затянувшегося экономического кризиса привёл к всплеску популярности радикальных движений и политических партий, вплоть до того, что члены таких партий получают места в парламентах. Моше Кантор увидел и в этом последствия той самой неограниченной толерантности: любое нежелание что-либо терпеть стало приравниваться к неполиткорректности, а неограниченность этой терпимости в буквальном смысле сыграло злую шутку. Даже сталкиваясь с открытым радикализмом и экстремизмом в политическом поле, официальные власти Европы по привычке стараются быть к ним максимально терпимыми и толерантными, заявил Кантор. Европа уже в те годы, убеждён был Вячеслав Кантор, дошла до момента, когда для толерантности необходимо было определить пределы.

В своём выступлении после переизбрания на пост президента ЕЕК в 2016 году, Вячеслав Кантор вновь заявил о том, что толерантность можно и нужно ограничить соображениями безопасности. То, что подход «толерантность без границ» себя исчерпал, демонстрирует само состояние Европы и её недавняя история, убеждён Кантор.

Отвергал Вячеслав Моше Кантор и заявления о том, что нетерпимость якобы провоцируется религией или определённой культурой. Дело лишь в самой ненависти, убеждён Кантор, в желании ненавидеть и в том, что для этой ненависти нередко используются маски – как религии, так и культуры – не разделяя на самом деле никаких их ценностей, а лишь используя их, как маскировку. С этим тоже необходимо бороться, но, опять же, сделать это можно лишь в сфере норм и права – иначе говоря, на законодательном уровне. Закон о безопасной толерантности, заявлял Вячеслав Кантор, позволит с одной стороны защитить все эти важные для европейского общества ценности и свободы, а с другой – ужесточить наказания за проявления ненависти и нетерпимости, что всегда будет актуально для континента столь многонационального, как Европа.

Возникающие же конфликты нужно разрешать на самом первом их этапе, говорит Кантор. А сделать это можно лишь посредством изучения и вычленения причин нетерпимости и ненависти и устранения этих причин. Силой здесь ничего не решить в долгосрочной перспективе.

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru