Жизнь ради науки: к 160-летию астраханца Ипполита Деминского
В начале 20-го века Астраханская губерния сильно страдала от вспышек чумы. Огромный вклад в борьбу с ней внес врач, журналист, фотограф и общественный деятель Ипполит Деминский, своей смертью определив источник заражения людей.
Деминский родился 16 апреля 1864 года в семье ветеринарного врача в Новомиргороде Херсонской губернии. Через несколько лет, когда ему было три года, его семья переезжает в Астрахань.
Когда мальчику было 14 лет, умерла его мать, а еще через два года и отец. В 16 лет Ипполит Александрович остается круглым сиротой. Но закончить Астраханскую мужскую гимназию у него получается благодаря поддержке семьи его друга — будущего академика С. И. Коржинского.
После гимназии в 1883 году он поступает на медицинский факультет Казанского Университета. Окончив его в 1889 году, приехал в Астрахань и поступил на должность санитарного врача при Управлении Астраханскими рыбными и тюленьими промыслами, был назначен врачом Баскунчакских соляных промыслов, где за 16 лет работы организовал больницу с отделением для инфекционных больных, бактериологическую лабораторию, грязелечебницу.
В 1907 году Деминский принял заведование Тинакской грязелечебницей, преобразовав её за два года в благоустроенный курорт. Но смысл своей жизни он видел в изучении особо опасных инфекций.
За участие в ликвидации эпидемий чумы 1905 и 1907 годов был награжден Серебряной медалью и орденом Анны III степени. И в октябре 1908 года Деминского уже назначают помощником заведующего Астраханской бактериологической лабораторией (в настоящее время — Астраханская противочумная станция).
К числу одной из самых страшных инфекций, конечно, в первую очередь относили чуму. К началу XX века в Астрахани было зарегистрировано 6 чумных эпидемий. Впервые в Астраханской губернии она появилась 20 июня 1692 года, а закончилась лишь в декабре 1693 года. За это время чумная инфекция унесла жизни 10 тысяч астраханцев и 5 тысяч иногородних жителей. А в 1727–1728 годах новая эпидемия унесла почти половину жителей.
В 1910 году состоялся I съезд участников противочумных мероприятий юго–востока России. Деминский подверг критике сторонников теории заноса чумы с вещами и имуществом, утверждая, что источник заболевания надо искать в природе.
В 1911 году в поселении Саганай Ипполит Александрович обнаружил, что верблюд является носителем чумы. Из органов верблюда, умершего от болезни, которую киргизы называли «кара-укпе» (черное легкое), была получена культура возбудителя чумы. Эта культуру немедленно направили для дальнейших исследований в Кронштадтский чумной форт.
22 августа 1912 года он отправился в свою последнюю командировку в слободу Рахинка Царевского уезда. 3 октября 1912 года Деминским «была установлена чума степных сусликов». Но доказательство своего предположения о важной роли сусликов в возникновении эпидемий чумы Деминский получил ценой своей жизни.
Утомительный труд ослабил внимание бактериолога, и он 6 октября 1912 года заразился чумой от суслика. 9 октября 1912 года помощник заведующего Астраханской противочумной бактериологической лабораторией МВД И.А. Деминский умер от легочной чумы.
В его предсмертной записке говорилось: «Я заразился от суслика легочной чумой. Возьмите добытые культуры. Труп мой вскройте как случай лабораторного заражения человека от грызуна. Прощайте, мои дорогие. И.Деминский».
Семья получила от него краткую записку, написанную на второй день болезни. Детям он завещал закончить образование, быть хорошими людьми и не падать духом. Ему было 48 лет.
Последнюю телеграмму записывала под диктовку Деминского слушательница Московских высших женских курсов Елена Меркурьевна Красильникова, которая ухаживала за Ипполитом Александровичем во время болезни и пережившая его только на пять дней.
Несмотря на свою любовь и огромный интерес к инфекционным болезням Деминский был очень разносторонне развитым человеком — считался хорошим литератором, занимался общественной деятельностью. А еще Ипполит Александрович был общительным и мягким человеком, но при этом всегда умел отстаивать свои права, высказываясь резко и прямо, что не всегда нравилось чиновникам.
При всей своей занятости у Деминского была семья, которую он очень любил. Всегда с увлечением выполнял домашние хлопоты, вытачивал на токарном станке некоторые вещи для дома. Особый трепет он испытывал к старшей дочери Ольге, мечтал, чтобы она получила медицинское образование и пошла по его стопам.
Также он активно увлекался фотографией и оставил многочисленные кадры картин Астраханского края. Он очень любил природу и животных.
Трагическая гибель Деминского шокировала не только врачебную общественность. Для увековечивания его памяти был организован сбор средств, в котором приняли участие все российские врачи. Гимназия, в которой он учился, учредила стипендию его имени.
В слободе Рахинка на могиле И. А. Деминского и Е. М. Красильниковой стоял памятник. В мае 1956 года, в связи со строительством Волжской ГЭС, их прах был перенесен в Астрахань и погребен на территории противочумной станции. На памятнике имеется надпись: «Доктор Ипполит Деминский и медичка Елена Красильникова. 1912 г».