Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Как это было: астраханцы на коронации императора

Поделитесь материалом:

В мае 1883 года в Москве проходили торжества по поводу коронации Александра III. Среди сотен приглашенных подданных были и представители Астраханской губернии. Раскрываем для вас подробности тех событий.

Если вам интересно, как происходит выбор той или иной исторической темы, исследуемой редакцией краеведческо-новостного портала «Астраханский листок», то здесь нет ничего секретного. Обычно нас может просто «зацепить» какая-то фотокарточка и мы начинаем «копать» всю подноготную, связанную с тем или иным персонажем, событием.

Точь в точь, как сейчас — нас заинтересовал снимок астраханских волостных старшин, которые принимали участие «в Торжествах Священного Коронования Их Императорских Высочеств в Мае, 1883 г.» В подписи к нему указано, что это Н. И. Гужвенко, У. Ахметов, Ф. Е. Боев, Н. А. Путулин и О. Цадиков. В этом же порядке они и позировали придворному фотографу, запечатлевшему 136 лет назад многих приглашенных на коронацию у себя на Мясницкой.

«Священное Коронование Их Императорских Величеств благополучно совершилось ныне в 1 часе пополудни«, — цитировалась в №11 газеты «Астраханские епархиальные ведомости» речь Преосвященного Евгения собравшимся 15 мая 1883 года прихожанам перед молебном по случаю этого события в астраханском кафедральном соборе. Именно в этот день и проходило венчания на царство Александра III в Успенском соборе Московского Кремля.

Еще на рассвете  улицы и набережные в центре города заполнились массой людей и экипажей, следовавших к различным воротам Кремля, доступ через которые был открыт в 9 часов утра по билетам. На крытых трибунах помещалось самое избранное общество. В собор, где царь возлагал на себя корону, были приглашены лишь 12 старших по сроку службы волостных старшин.

Следующие два дня в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца императорской чете приносили поздравления губернские предводители дворянства и волостные старшины. По ходу приема, императору представлялись и все старшины. Их подводили к Александру III группами, по губерниям, и каждая группа подносила подарок — либо хлеб–соль на серебряном блюде, либо икону. От астраханцев 17 мая были преподнесены хлеб-соль на серебряном блюде, который вручал волостной старшина из слободы Солодовка Царевского уезда Гужвенко.

21 мая на Ходынском поле был устроен народный праздник на 50 тысяч человек. Он был устроен так, что все балаганы, качели и карусели размещались по огромному полукругу, в центре которого возвышался похожий на башню императорской павильон. Не участвуя в празднике, Александр III наблюдал его с высоты, а состоятельная публика — с особых трибун, билеты на которые стоили от 1 до 10 рублей.

Предполагалась, что солидным старшинам не особенно интересны качели–карусели, поэтому, одновременно с народным праздником, для них перед Петровским дворцом был устроен парадный обед в трех огромных шатрах. Меню обеда было приноровлено к простонародному вкусу: борщ, кулебяка, фаршированный судак, телятина с овощами, жаркое разное, огурцы, левашники. По окончании обеда старшин построили во дворе Петровского дворца, и к ним вышел царь. Обойдя ряды старшин, царь неожиданно нарушил церемониал и перешел к экспромту. Александр III попросил старшин стать вокруг него поближе, и произнес краткую незапланированную речь.

Этот момент, кстати, был позже запечатлен на известной картине Репина «Прием волостных старшин Александром III» в начале нашего материала. На ней изображен император, за ним его семья: Мария Федоровна, два старших сына, Николай и Георгий, и старшая дочь Ксения. Старшины имеют оторопевший вид, стоят нестройно, но смирно — возможно, среди них есть и астраханцы. Император, напротив, держится непринужденно. На груди у собравшихся латунные должностные знаки.

На фото выше можно увидеть, как они выглядели у старшин, которые в то время управляли в Астраханской губернии 42 волостями. В качестве примера мы приводим знак аймачного (а еще были и хотонные) старшины инородцев — ведь судя по фотоснимку астраханской делегации, в ее составе были и они.

Волость тогда не имела никакого отношения к сельскому хозяйству и землевладению, и занималась лишь административными делами — сбором налогов, ведением паспортного и кадастрового учета, судом по мелким проступкам и статистикой. По сути, старшина был не столько предводителем крестьян, сколько клерком, нанятым ими для несения тех административных обязанностей, которые на волость возложили имперские власти. У него был офис — изба волостного правления — и писарь; получал он на тот период 400–600 рублей в год, в старшины обычно выбирали деловых, толковых и грамотных людей.

Волостные старшины Кулундинской степи у земского начальника. Фото М. П. Дмитриева. 1891 г.

 

Михаил Пулин

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru