Ипподром — один из центров притяжения астраханцев до революции
Конкурент Шаляпина, обязательный пункт программы визита представителей царствующего дома Романовых и место зарождения авиации в губернии. Все это о нем — дореволюционном ипподроме в Астрахани.
Конезаводчики и любители скачек сейчас в Астрахани не в таком тренде, как это было 100-150 лет назад. Лошадки для прогулок в центре города, занятия в эколого-биологическом центре, да скачки на ипподроме в селе Три Протока, появившемся около десяти лет назад — все это наши дни. Кто видел тот ипподром, пусть сравнит его с тем, что существовал в Астрахани до революции. Именно там и проводились конные скачки и бега, которые тогда рекламировались в афишах и газетах, были чрезвычайно популярными и привлекали множество зрителей.
«Среди развлечений астраханцев весной и осенью значительную роль играли скачки и бега, устраивавшиеся на городском ипподроме, находившимся за Паробичевым бугром. В городе было много любителей этого вида спорта, особенно среди татарского и армянского населения. Лошади, участвующие в бегах и скачках, принадлежали обычно частным лицам. При ипподроме был тотализатор, где азартные игроки проигрывали значительные суммы денег. В промежуток, когда ипподром не работал, показ и проездка лошадей, запряженных в беговые дрожки, кабриолеты, пролетки на «дутиках» и даже арбы с резиновыми шинами, производились по правой стороне Канавы. Публика, смотревшая на это зрелище, располагалось на бульваре, тянувшемся по берегу этого канала от Армянского до Полицейского моста», — вспоминает автор машинописной книги «В старой Астрахани» Б. Постников.
Одна заметка под названием «Штрихи» в газете «Астраханский листок» от 25 сентября 1909 года касалась высоких гонораров оперного певца Шаляпина. В ней сравнивались доходы от его концерта как раз с доходами от «тотошки» — тотализатора на астраханском ипподроме. Неизвестный автор проявляет «заботу» о приезжающей драматической труппе антрепренера Долина, потенциальные зрители которой, якобы, издержали все средства на скачках и концерте Шаляпина, а в театр уже пойти не смогут.
В издании 1913 года «Посещение Высочайшими особами Астраханского края» рассказывается о визите с 3 по 6 июня представителей дома Романовых в рамках празднования 300-летия царствования их династии и их посещении опять же астраханского ипподрома. Так, 4 числа пароход общества «Самолет» «Александр Благословенный» пристал к пристани. «На борту своем он имел небывалых в крае дорогих Высоких Гостей. Это были: Их императорские высочества
Великие княгини Мария Павловна и Мария Александровна, Великий князь Борис Владимирович и герцог Павел Мекленбург-Шверинский«. В ходе своего визита в этот день они побывали и на ипподроме, где пожарная команда численностью в 180 человек показала слаженные учения по тушению огня в трехэтажном здании. Это показательное выступление произвело большое впечатление, прежде всего на Великую княгиню Марию Павловну, которая являлась председателем Российского пожарного общества.
Кстати, в 1913 году государственное коннозаводство в России состояло из заводов, заводских конюшен и случных пунктов. Если говорить об Астраханской губернии, то здесь имелась заводская государственная конюшня, которая располагалась в с. Элиста Черноярского уезда, то есть на территории современной Калмыкии.
Возвращаясь к истории ипподрома, стоит отметить, что он стал и местом зарождения астраханской авиации и воздухоплавания. Так, 12 октября 1897 года именно там состоялся первый показательный полет на воздушном шаре воздухоплавательницы, «веселой и симпатичной на вид девушки» Ольги Древницкой, что вызвало большой ажиотаж среди горожан. И не мудрено — фамилия Древницких тогда была известна и за счет первых прыжков с парашютом (собственной конструкции!).
Но при взлете с ипподрома монгольфьер наскочил на павильон для зрителей. Аэронавтка зацепилась за карниз павильона и превратилась в живой якорь. «Шар с силой тянул ее из-под карниза, раздирая одежду и тело», – писал «Астраханский листок». Воздухоплавательница отчаянно кричала, ее учитель и еще несколько человек из публики бросились ей на помощь. Только отрезав шар, удалось освободить попавшую в беду женщину. Возможно, этот неудачный полет и стал последним в ее жизни, так как больше нигде она потом не упоминалась. За два с половиной года ей удалось совершить не менее полутора десятков полетов и почти столько же прыжков с парашютом.
Спустя тринадцать лет, 12 октября 1910 года, на городском ипподроме состоялся и успешный первый полет авиатора и дипломированного пилота Александра Васильева на летательном аппарате типа «Блерио». Газета «Новое время» в №12425 сообщала тогда, что авиатор совершил у нас два удачных полета, достигнув высоты 700 метров и продержавшись в воздухе 25 минут.
Свой французский диплом Васильев получил буквально меньше чем за месяц до выступления в Астрахани и сразу же стал блистать в городах. Стоит отметить, что именно его самолет впервые увидели в Грузии, что он победитель знаменитого первого перелёта «Петербург — Москва» и в его честь император даже отправлял по этому случаю телеграмму.