Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Астраханец, оставшийся с Русалкой

Поделитесь материалом:

Вы верите в знаки? Я нет, но так уже вышло, что листая вчера подшивку «Астраханского листка» за 1902 год, на глаза попалась фотография одного памятника и короткая подпись к ней. Дескать, посвящен он погибшему броненосцу, на котором служил наш астраханец, лейтенант Ершов. Признаюсь, что история флота — не мой конёк. Пришлось лезть и смотреть информацию про памятник и корабль. И с первого запроса мурашки. Знаете, какие слова написаны на этом памятнике? — «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ». Если эта тема не актуальна, тогда уж и не знаю, какая. Давайте вспомним историю одного корабля, а значит и одного астраханского офицера.

Башенная броненосная лодка «Русалка» была заложена в 1866 году на Галерном острове в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 31 августа (12 сентября) 1867 года.

«Русалка» в Сандвикском доке. Гельсингфорс, 1890 год

Когда-то на «Русалке» нес службу еще совсем юный Степан Осипович Макаров. Будущий герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, изобретатель минного транспорта и пионер использования ледоколов. В возрасте 20 лет он опубликовал в «Морском сборнике» работу «Броненосная лодка «Русалка», в которой предложил ряд средств для борьбы с подводными пробоинами (в том числе пластырь из парусиновых матов), одобренных и принятых Морским министерством.

С 1892 года эта броненосная лодка уже входила в состав учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. Утром 7 (19) сентября 1893 года броненосец «Русалка» под командованием капитана 2-го ранга В. Х. Иениша вышел из гавани Ревеля, имея приказ следовать через Гельсингфорс и далее в Кронштадт соединённо с канонерской лодкой «Туча». Термин соединённо означал, что суда не должны были терять друг друга из виду.

Но и так неспокойная погода стала ухудшаться ежеминутно. В пути, в районе Ревельштейнского плавучего маяка, расстояние между кораблями стало значительно увеличиваться, несмотря на то, что канонерская лодка «Туча» сбросила скорость. Пошел мелкий дождь, мгла пеленой от лодки закрыла броненосец. Волны захлестывали палубу лодки, и опасаясь за жизнь экипажа и целостность судна, капитан «Тучи» дал полный ход машине, двигаясь по намеченному маршруту. Путь был тяжелый — на лодке была надломлена фок-мачта, сломан гак у талреп-блока, из-за чего пришлось убрать паруса, появились опасные перебои в работе машины. В таком состоянии он зашел на Гельсингфорский рейд и встал на якорь, будучи уверенным, что «Русалка» придет следом.

Откуда была такая уверенность? В тот период шло активное обновление Балтийского флота. Кораблестроители экспериментировали и строили новые корабли. И «Русалка» считался надежным судном, хотя и не новым — первый железный корабль Российской Империи. В то время главной целью было увеличение боевой мощи. При постройке «Русалки» за образец были взяты мониторы – низкобортные металлические бронированные корабли с мощной защитой и артиллерией.

Но вот судоходные качества их вызывали вопросы. Даже при спокойном море борт «Русалки» возвышался над водой примерно на 75 см. Считалось, что это отличное качество при обстреле. Врагу тяжело попасть в такой корабль, снаряды будут перелетать через палубу. Да и не так высок риск сесть на мель. Достаточно закупорить корабль и вода будет перекатываться через палубу, а мощные машины выведут судно из любого шторма. Так виделась ситуация в теории.

При высоких волнах и тумане рассмотреть броненосец становилось практически невозможно, неудивительно, что капитан «Тучи», быстро потерял его из вида. В основном ему в вину вменяли даже не то, что несмотря на приказ действовать вместе с «Русалкой», он продолжал следовать далее. А то, что достигнув цели, он не сообщил о пропаже судна ни в порту, ни контр-адмиралу в телеграмме, отчитываясь о своем местоположении. Фактически поиски «Русалки» начались после сообщения полицмейстера об обнаружении на одном из островов шлюпки с трупом матроса 2 статьи Ивана Прунского. Тело смогли опознать по татуировке. Это единственный найденный член экипажа. Поиски велись больше месяца, до заморозков и зимних штормов. Работали водолазы, искали с помощью воздушных шаров, но все безрезультатно.

Причин для гибели называли множество — на броненосец забыли взять крышки люков, плохое самочувствие капитана «Русалки» — его мучили сильные головные боли, погодные условия, и отсутствие «напарника», который должен был либо помочь, либо хотя бы сообщить вовремя о трагедии.

Фотография из ЖЖ. Автор vanderlor. Рекомендуем почитать его пост «Эстония. Часть 5. Русалка».

Империя была потрясена трагедий. Боевой корабль сгинул в мирное время, унеся жизни всего экипажа. Причем поисками озаботились спустя несколько дней после самой трагедии.

Экипаж корабля: командир капитан 2 ранга Виктор Иениш, лейтенанты: Николай Протопопов, Григорий Бурхановский, Порфирий Ершов 2-ой, Валериан Стравинский; мичманы: Владимир Долгов, Ричард Майер, Николай Протопопов, корп.морск.артилл.шт. — капитан Владислав Алькимович, поручик Михаил Буров,, штурман штабс-капитан Петр Кирилов, помощник старшего инженер-механика Лев Ян, младший врач Виктор Сверчков и 166 нижних чинов… Все они погибли 7 сентября 1893 года.

О семьях погибших моряков позаботились, назначили пенсии. По всей стране отслужили молебны. Искали виноватых, устроили суд. Конечно, больше всех досталось капитану «Тучи» — его отстранили от службы на три года и сделали виноватым во всем. Он закончил свою жизнь в психиатрическом отделении морского госпиталя.

Спустя семь лет после катастрофы в 1900 году газеты опубликовали воззвание Комитета по сбору пожертвований для сооружения памятника погибшим. 90% от суммы, на которую провели работы и закупили материал, составили собранные пожертвования. Автором монумента стал известный скульптор Амандус Адамсон. Знаменитый памятник затопленным кораблям в Севастополе тоже его работа.

Фотография «Астраханского листка» от 15 (28-го) декабря 1902 года изображает бронзового ангела с позолоченным крестом в руке, стоящего на гранитном постаменте. На фотографии видно, что на памятнике два креста. Это связано с тем, что церковники «Русалку» в свое время отказалась освящать из-за языческого названия. Все бронзовые детали монумента были изготовлены в мастерской Адольфа Моранда в Санкт-Петербурге, фонари — на ревельской фабрике Ф. Виганда, гранит привезён из Финляндии.

На площадку пьедестала ведёт каменная лестница, напротив которой на скале установлен бронзовый барельеф с изображением броненосца в бушующем море. Сам памятник пережил две мировых войны, поэтому сейчас оригинальный барельеф находится в музее. Он был поврежден снарядом, предположительно во время оборонительных боев Таллина в 1941 году.

Еще одной любопытной деталью является надпись на памятнике: «Сооружен в благополучное царствование Государя Императора Николая II в 1902 году на средства собранные с Высочайшего соизволения повсеместной в Империи подпиской».

Со стороны моря на скале высечены имена 12 офицеров, погибших на «Русалке», в том числе и имя Ершова Порфирия Левкиевича — нашего земляка.

Мы смогли найти о нем немного информации в журнале «Чтение для солдат» за 1893 год. Уроженец Астраханской губернии, в отряде с 1884 года. Треть своей жизни он провел на броненосце «Русалка». Ершов был женат, но детей не имел. На момент гибели ему было всего 29 лет.

Нам удалось найти в хорошем качестве фотографии офицеров экипажа и это было подобно чуду.

В том же выпуске журнала упоминается несколько фактов, ярко демонстрирующих, как от случайности может зависеть жизнь: «Лейтенант Иванов переведённый с «Русалки» на «Тучу» за несколько дней до катастрофы — уцелел. Повар с «Русалки» — опоздал на судно — и чрез то остался жив, другой несчастный — баталёр в лодке «Туча» — был на берегу и получил ушиб и повреждение лица: его послали на «Русалку», так как на «Тучи» нет доктора. Доктор, осмотрев его, нашёл, что ему надо сделать большую перевязку, а в виду поднятого сигнала к выходу в море, решил, что не успеет до ухода сделать перевязки и оставил больного на броненосца, чтобы заняться им во время перехода, и он погиб».

Сначала ошибочно объявили, что корабль был найден в тридцатые годы двадцатого века. Найти «Русалку» удалось лишь в конце июля 2003 года в 25 милях южнее Хельсинки. Эстонская экспедиция под руководством исследователя Велло Мясса обнаружила в финских экономических водах уникальный объект, поиски которого продолжались 110 лет. Стоит отметить, что эстонцы не только нашли корабль, но и сами реставрировали памятник.

Броненосец береговой обороны Учебно-артиллерийского отряда Российского императорского флота «Русалка» стоит вертикально, воткнувшись в дно более чем на 30 метров. Корабль, перевернулся во время шторма и с работающей машиной на скорости устремился вниз, подобно снаряду. Учитывая, что по своей сути он напоминал консервную банку и экипаж во время шторма укрылся внизу, шансов выбраться при молниеносном развитии событий у людей попросту не было. Капитан «Тучи» не смог бы ничего сделать, даже если кружил вокруг броненосца подобно ястребу.

Отплакали семьи не вернувшихся из рейда моряков, пожелтели страницы газет, на которых печатали воззвания о сборе на памятник, пало «благополучное» царствование Николая II, о котором выбиты слова на постаменте. Но на берегу Балтийского моря и сейчас стоит прекрасный памятник, к которому тянутся туристы, приезжают по старой традиции молодожены, русские моряки обходят его по кругу и читают имена всех погибших — от капитана и до матросов.

Насколько важно помнить, что это за памятник? Насколько важно помнить, чьи полустертые имена написаны на нем? Насколько важно помнить, что красивый ангел, стоящий на берегу и осеняющий крестом корабли, уходящие в море, указывает и на место гибели астраханского офицера? Мы не знаем, нужно ли это. Время как морская волна постоянно стирает то, что мы пишем на прибрежном песке палочкой.

В конце фильма Олега Беседина от 2017 года «Броненосец Русалка», говорится о том, что время после реставрации прошло, памятник находится не в очень хорошем состоянии и требует серьезного вмешательства. О том, что есть время разбрасывать камни и время их собирать. О том, что пришло время восстанавливать наши памятники и историю. Прости, ангел, видимо, твое время еще не пришло.

Ирина Путилина,
главный редактор «Астраханского листка».

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru