Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Из истории Косы: Малые исады — второй по величине астраханский рынок

Поделитесь материалом:

Второй по величине рынок Малые исады просуществовал на городской Косе более века. Сейчас на его месте стоит Петровский фонтан и располагается кафе, но мы расскажем, что там было в начале 20-го столетия.

Уже знакомый вам по прошлым записям о Косе санитарный врач Иван Бутков писал, что этот рынок 1-го участка занимал часть набережной реки Волги, между 2-й Кремлевской улицей и Купеческой пристанью:

Живорыбные садки

«Он обслуживает потребности не только жителей 1-го участка, но и всей центральной части города. По величине (около 2000 кв. саж.) он занимает второе место в городе, а по количеству и качеству рыбных товаров первое. Сюда приезжают за свежей рыбой, икрой и прочими рыбными продуктами с самых отдаленных городских окраин, так как по всему берегу Волги около Малых исад стоят постоянно живорыбные садки (около 16)«. Кстати говоря, такое явление, как рыбные садки на нашей центральной набережной, просуществовало практически до развала Советского Союза.

Благодаря берегу, занятому пароходными пристанями и причалом разных судов и барж, Малые исады представляли во время навигации место оживленной, бойкой торговли, производящейся с раннего утра до поздней ночи, где толпилось множество народу. Кроме торговцев и покупателей здесь было и немало безработных, ищущих какого-нибудь дела. Автор записок о рынке составил и перечень наиболее крупных его санитарных дефектов, которые мы изложим ниже.

Кутум, перед Коммерческим мостом, слева от Биржи стоят мучные лавки

а) Места для торговли готовыми к употреблению в пищу съестными припасами и напитками, как-то: пирогами, печенкой, рубцами, вареной и печеной рыбой, квасом и молоком. Над этими местами ветхая щеловатая крыша; пола нет, а стена есть, только со стороны овощного ряда, так что продаваемые здесь продукты ничем не защищены от пыли и солнца. Если к этому увидеть, что покупатели, чернорабочие, тут же и едят эти продукты, располагаясь отчасти на лавках, рядом с торговцами, а главным образом, сидя на голой земле, то увидим настоятельную необходимость устроить крытое помещение (павильон), удобное для торговли указанными припасами и потребления их тут же в пищу. Что же касается молока, продаваемого здесь, и молочных продуктов, торговля которыми производится около рыбного корпуса, то для них надо выстроить особый павильон, в роде сделанного на Новых исадах.

б) Торговля мясными продуктами производится в отдельном корпусе с 14 лавками и широким коридором, занимающим площадь около 50 квадратных сажень. Самые же лавки тесны, так как каждая занимает площадь около 4 квад. саж., причем около сажени занято стоящим здесь ларем для льда. Полы покрыты асфальтом, большею частью с выбоинами и трещинами, чрез которые забираются в лавки крысы и портят мясо. Лавки и особенно полы содержатся довольно грязно, в чем виноваты теснота, щелеватые полы и стоящие снаружи ледники с вытекающей из них водой. Для устранения дефектов в мясных лавках, необходимо увеличить их или насчет широкого коридора или насчет уменьшения числа их, передвинув переборки и сделав 8-мь или 10-ть лавок вместо 14, тем более, что две из них давно уже не заарендовываются. Затем, ледники для хранения мяса надо устроить под полом, а самые полы сделать из более прочного материала, чем асфальт.

в) Для торговли дичью, битыми поросятами, яйцами и живой птицей отведены места в промежутке между хлебными и мясными корпусами с одной стороны и рыбным навесом с другой, около стены последнего. Главное зло здесь представляет живая птица(индюшки, утки, куры и проч.), которая, постоянно находясь в клетках, сильно портит воздух, а также и сами торговцы. Они не только не следят за чистотой клеток, но, проводя день и ночь здесь с семьей, занимают почти весь проход между корпусами и сильно загрязняют его разными отбросами. Пыль и испорченный воздух отсюда распространяется на соседние места торговли хлебом, мясом и рыбой. Из сказанного очевидна необходимость перевести торговцев живой птицей на другое место.

г) Торговля черным и белым печеным хлебом производится в двух каменных корпусах с 16 полками в каждом. К санитарным дефектам здесь можно отнести ветхость и загрязнение полков, потолка стен и пола, для устранения чего необходим только основательный ремонт.

д) Для торговли овощами имеются 4 деревянных навеса, без стен и приспособлений для раскладки и хранения товаров. Во избежание порчи овощей необходимо, сделать створчатые стенки в лавках и устроить теплые ямки (погреба) для хранения овощей в холодное время.

е) Торговля остальными пищевыми припасами производится в соответствующих зданиях и могла бы назваться удовлетворительной, если бы торговцы не загромождали товарами проходов между лавками и не загрязняли их отбросами и грязными водами.

Справа от этой пристани стояли корпуса Малых исад

ж) Для торговли продуктами сельского хозяйства (овощами, молоком и про.) отведена часть Старо-Кузнечной ул. и набережной р. Волги, около осадных зданий. С этими продуктами и приезжают сюда жители ближайших поселков ежедневно с вечера или ночью, стоят здесь с возом или упряжной скотиной до утра и, распадавши свой товар, часов в 9-10 уезжают, оставляя после себя отбросы от овощей и выделения животных. Тут же на площади раскладывают свои овощи, не платя ничего за место, под видом приезжих сельских жителей, и перекупщики, которые имеют в соседних домах подвалы и выходы с овощами. На площади каждый из них занимает по несколько квадратных сажень и держит свой товар тут с раннего утра до поздней ночи. Одновременно перекупщики торгуют из своих подвалов, загромождая овощами смежные тротуары и часть улицы у обывательских дворов. Таким образом, благодаря этим торговцам, как исадная, так и обывательская сторона Кузнечной улицы бывает завалена товарами, ломаными арбами и другими приспособлениями для раскладки овощей, что является большой помехой для надлежащей и своевременной уборки этой площади. К тому следует еще добавить, что перекупщики больше, чем кто-нибудь другой загрязняют площадь, выбрасывая сюда испортившиеся у них в подвалах овощи и другие отбросы.

Как пишет Иван Бутков, эта площадь, т. е. часть Кузнечной улицы около исад, была замощена булыжным камнем: «со щелями и выбоинами, в которых скопляется всякая грязь и нечистота и чрез которые жидкости проходят в почву. Водостоки здесь функционируют очень плохо, уборка улиц производится торопливо и небрежно, мостовая почти никогда не обмывается и не поливается водой. Если мы к этому добавим, что сюда, на эту часть Кузнечной улицы, поступает еще масса разных жидких и твердых отбросов, как из соседних лавок (мясных, фруктовых и других), так и из обывательских домов, переполненных пивными, харчевнями и другими заведениями пищевых припасов и напитков, то станет вполне очевидной необходимость замещения этой площади, вместо булыжника другим материалом и способом так, чтобы мостовая была гладкая, не пропускающая влаги в почву, с надлежащим уклоном и стоками для быстрого удаления с нее воды. Кроме того, автор еще раз делает акцент на проблеме перекупщиков, актуальной и по сей день, и отмечает, что «в виду недостатка места, не следовало бы опускать сюда перекупщиков«.

Кроме Малых исад торговля продуктами и напитками производилась тогда вразнос и из киосков почти по всему берегу Волги, особенно на Стрелке и около пароходных пристаней. Еще большая торговля велась на Кутуме, между Коммерческим и Пешеходным мостами, где с лодок и на берегу приезжие продавали яйца и прочую продукцию. При этом перед праздниками Пасхи и Рождества Христова там торговали бесплатно молоком, яйцами, творогом, рыбой, колбасами, булками и прочим и местные жители.

Между Коммерческим и Пешеходным мостами

В округе, как упоминает автор, также находился Агарянский (мусульманский) ряд площадью 1 700 квадратных саженей. Его здание, являвшееся собственностью Городского общества, до сих пор можно видеть перед Дворцом бракосочетания — бывшей Биржей. На углу 2-й Кремлевской и Кузнечной улиц, то есть у Малых исад, была установлена будка №12 с водоразборным краном — там можно было набрать из водопровода фильтрованную волжскую воду. Кроме того, на 1-м участке находились пять дворов с притонами для разврата, перечислявшиеся в числе наиболее грязно содержащихся, а между Биржей и гостиницей «Россия» — еще мучные и соляные корпуса, существовавшие там с первой половины 19-го века, судя по плану Астрахани 1838 года.

 

Михаил Пулин

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru