Астраханские политики и социальные сети: что изменилось
Прошел почти месяц с тех пор, как в России заблокировали Инстаграм (запрещен в РФ как экстремистская организация — ред.). Многие политики в тот же день, когда об этом было объявлено, разместили прощальные посты, общее содержание которых было таково: “В этой соцсети призывают к насилию, мы больше не можем здесь что-либо размещать, поэтому уходим в ВК, ОК, ТГ”. Астраханские политики не стали исключением.
Сегодня, во всемирный день Рунета (кстати, ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!), мы совместно с компанией Livedune решили посмотреть, что в течение месяца происходило в аккаунтах двух первых лиц региона и областного центра — Игоря Бабушкина и Марии Пермяковой. Для этого исследования были взяты две площадки.
В запрещенной соцсети
График динамики подписчиков в Инстаграм*. Как видим, с начала января на Игоря Юрьевича подписывались плавно, резкий скачок подписок случился 1 марта. Затем, с 11 марта, резко начались отписки. Видимо, это связано как раз-таки с прощальным постом губернатора, написанным в тот день:
Однако с 11 числа по сегодняшнее число глава региона потерял не так уж и много подписчиков в запрещенной сети — всего 1 074. А это даже меньше 1% от их общего количества. Всего у Игоря Бабушкина сейчас 129 607 подписчиков. Наверное, жаль терять такую аудиторию, но что поделаешь.
Отметим, что с января губернатор в среднем набирал здесь почти 3000 лайков и 265 комментариев к постам.
В Вконтакте
Что же происходит на официальной странице Игоря Бабушкина во Вконтакте?
Здесь у губернатора в 6 раз меньше подписчиков. Соответственно, примерно во столько же раз меньше и лайков на постах. Среднее количество лайков с начала января — 120, комментариев — 35. При этом после 11 марта среднее количество лайков на пост увеличилось до 250.
Также давайте посмотрим на официальное сообщество ВК “Администрация Астраханской области”.
На графике, который предоставили в редакцию портала «Астраханский листок», виден очень ленивый рост количества подписчиков с января по март текущего года, но начиная с 11 марта фиксируется резкий всплеск. Всего в группу за последний месяц пришло 4997 человек. Надо отметить, что подписчики группы стали и более активными:
На графике выше продемонстрировано, как с 12 марта там увеличилось и количество лайков с комментариями.
Для этого материала мы изначально собирались посмотреть нескольких топовых астраханских политиков: Марию Пермякову, Игоря Седова, Игоря Мартынова, Леонида Огуля. Но политики предпочли либо закрыть свои страницы в заблокированной соцсети, либо поменять аккаунт на личный, что делает невозможным собирать данные через официальный API.
Однако у рассматриваемых лиц разница в количестве подписчиков и активности аудитории по сравнению с губернатором — колоссальная. Вторым по количеству подписчиков после Игоря Бабушкина в нашем несостоявшемся рейтинге был бы Леонид Огуль — у него 11 тысяч подписчиков. У остальных — меньше 5 тысяч. Сегодня каждый из перечисленных политиков представлен во Вонтакте, но и там отставание от главы региона более чем заметное. Так, например, у главы администрации города всего лишь 1284 друга и 3 подписчика:
Но стоит сделать скидку: Мария Пермякова начала вести свою страничку в ВК только 18 февраля. Правда, до блокировки Инстаграма* ведение данной страницы ВК можно назвать вялым. Сюда контент скорее дублировался. Это заметно и по вовлеченности аудитории: до мартовских событий посты едва набирали по 10 лайков. Зато после 11 марта внимание аудитории к постам главы администрации резко выросло. Сейчас мы видим, что стало больше также как лайков — в среднем до 50 на пост, так и комментариев — порядка 10 на пост.
Вместо выводов: для многих политиков запрещенная теперь в России соцсеть была отличной площадкой для диалога. Помнится, лет десять назад, губернаторам даже давали рекомендации заводить там странички. Понятно, что все это время жители городов привыкли к тому, что можно написать в директ или комментарий о проблеме и получить оперативный ответ или решение.
У Игоря Бабушкина страница в Инстаграм* появилась в июне 2019 года, когда его назначили врио губернатора Астраханской области: в течение трех лет он собрал аудиторию почти в 130 тысяч человек. Теперь же приходится заново делать шаги по наращиванию такого же количества во Вконтакте. А вот перейдет ли в российскую соцсеть аудитория из заблокированной, чтобы читать губернатора — пока большой вопрос.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская