Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Ахтубинская епархия рассказала в слайдах об отроке Боголепе Черноярском

В память святого земли Астраханской преподобного отрока схимонаха Боголепа Черноярского аккаунт епархии разместил познавательную запись в социальной сети.

Боголеп Черноярский (Борис Ушаков; 2 мая 1647 — 1 августа 1654) — схимник, святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных. Родился в Москве в семье боярина Якова Ушакова и Екатерины Васильевой, но с 1651 года жил в Черном Яру, куда его отец был назначен воеводой. Мальчик был болезненным: в 7 лет у него появилась язва на ноге, которая вскоре прошла, но началась новая болезнь, называемая «чечуй» (язвы на лице). Однажды он увидел странствующего монаха, Борис попросил родителей постричь его в схиму, заявив, что после этого он выздоровеет. Родители согласились и Борис был пострижен в схиму с именем Боголеп. Согласно житию, на следующий день после пострига он выздоровел, а ещё через день заболел «огневицей» (лихорадка) и скончался. Мальчик был погребён рядом с церковью в честь Воскресения Господня, позднее над его могилой была построена часовня. Вскоре возникло почитание Боголепа — день его памяти указан в Кайдаловских святцах конца XVII века и в «Описании о российских святых» (известно по спискам конца XVII—XVIII вв.). Ему приписывали спасение Чёрного Яра от войск Степана Разина, от кубанских татар (1689, 1711) и от мора (1717 г.). Первая икона святого отрока была написана в 1695 г. иконописцем Иоанном, священником астраханской Богородице-Рождественской церкви, получившем, по преданию, после этого исцеление от болезни глаз.

В 1722 г. Чёрный Яр посетил Пётр I, осмотрел могилу отрока и запретил петь панихиды над его гробом и приказал уничтожить часовню. В это же время была уничтожена и икона Боголепа, написанная Иоанном. В 1723 г. императорским указом астраханский епископ Иоаким был смещён с кафедры, было указано направить его «в какую пристойно епархию викарием». Это связывают с событиями Астраханского восстания 1705—1706 годов, когда царские войска подошли к Чёрному Яру, то взбунтовавшиеся старообрядцы начали распространять среди население слух, что от царя-антихриста их спасёт отрок Боголеп. Несмотря на это, Иоаким поддерживал у себя в епархии почитание преподобного Боголепа. При этом местное предание гласит, что царь заинтересовался историей отрока и разрешил петь над его гробом панихиды.

В 1731—1732 гг. Савва Татаринов, исполняя свой обет, данный после освобождения из калмыцкого плена, написал житие преподобного Боголепа. В 1736 г. вместо деревянной Воскресенской церкви на средства московского купца И. П. Красносёлова в Чёрном Яре начали постройку каменного храма. В ходе строительства в 1741 г. захоронение Боголепа включил в придел, освящённый во имя Иоанна Воина. Местная канонизация Боголепа состоялась во второй половине XVIII в. К середине XIX в. берег Волги, на котором стояла Воскресенская церковь, был сильно подмыт, из церкви вынесли все святыни и в 1848 г. по распоряжению архиепископа Евгения (Бажанова) пытались обрести мощи преподобного Боголепа, но они найдены не были. Весной 1849 года часть храма под которой находилось его захоронение обрушилась в Волгу. Существовавшую местную канонизацию Боголепа подтвердил Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918), включивший его имя в состав Собора всех святых, в земле Российской просиявших.

 

Михаил Пулин

Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru