Из истории астраханского общественного транспорта
«Астраханцев убедительно просят при входе в салон требовать билеты и не отдавать их обратно кондукторам» — это не рекомендации регионального минтранса, а выдержка из объявлений в газетах 1900 года, сделанных в тот период, когда в нашем городе впервые было организовано движение общественного транспорта.
История удивительна своей цикличностью, которая проявляется абсолютно во всех сферах. Даже в таких житейских, как общественный транспорт. Было время, когда астраханцы печалились о пропаже трамваев, потом обсуждали появление волгобасов, а теперь некоторые высказывают некоторое сочувствие водителям маршруток. А в начале 20-го столетия жители Астрахани были взволнованы появлением трамвайного движения и рассуждали о тяжелой судьбе извозчиков, жизнь которых изменилась после начала курсирования трамвайных вагонов. Предлагаю выдержку из газеты «Астраханские ведомости» за 1900 год.
Невелик был заработок наших извозчиков до постройки трамвая, а теперь и ещё более понизился. Между тем, большинство наших извозчиков составляют крестьяне, пришедшие в город на заработок и нанимающейся к хозяевам, обладающим несколькими лошадьми. Все эти батраки тесно связаны с деревней, имеют в виду одну цель — возможно большее восмопоществование оставшейся в деревне семье, отца, брата, либо своей собственной. Жалование извозчика самое мизерное. Назначая маленькое жалование, хозяин руководствуется тем, что рабочий всё равно утаивает часть выручки. Тем не менее, назначая обязательную цифру выручки, он берёт наибольший ея размер, заработать выше которого, чтобы пополнить свою мизерное жалование извозчику приходится прибегать к чрезвычайным средствам. И он ездит, т.е. работает 18 часов даже более. Особенно тяжело положение ночного извозчика.
— Как тут не озвереть? — жалуются некоторые извозчики. Ни в церковь сходить, ни с людьми поговорить, ни отдохнуть. Хуже нашего житья нету. Круглый год с облучка не сходишь.
Лишних от такой работы извозчику остаётся не более 25 руб. в месяц, считая сюда и жалование. И вот работая круглый год шестнадцать и более часов в сутки, он вырабатывает менее 1 руб. в день, давая огромный барыш извозопромышленнику. Работник ведь ему ничего не стоит.
Спать извозчиком не приходится вдоволь.
— Разве это сон — в перебой! — говорят извозчики. Пока отпряжёшь, лошадь почистишь — время и ушло, а там уже и будят. Собираться надо.
Лошадь после такой 16-ти часовой работы отдыхает 30 часов. А человек три!
Как же действительно не одичать от такой работы? — восклицает «Сев. кур.»
Единственным развлечением извозчика является водка, согревающая его в зимние стужи. Водка же веселит его, томящегося в одиночестве в месячной толпе, она же даёт ему успокоение после ругани и зуботычин публики и ссор с хозяином. А за всем этим стоит грозный призрак деревни, неурожай, падеж скота и прочие печальные новости, сообщаемые наряду с десятками поклонов из дому на серо-грязной бумаге.
Таково положение извозчиков, которое у нас, например, в Астрахани, с проведением трамвая, еще стало трудней.
Обратите внимание на объявления от Управления астраханских трамваев. Согласитесь, что они выглядят довольно современно. Только подумайте, привычке возвращать кондукторам билетики уже около 125-ти лет.

Обсуждались в газетах и коррупционные риски. К примеру, «трамвайные сооружения в г. Астрахани застрахованы в сумме около 500 т.р. у одного из страховых обществ, агентом коего состоит член местной городской управы Е.Н. Никитин, этому же члену — поручено и наблюдение за исправностью трамвая. «Астрах. листок» опубликовывая это, заключает: насколько удобно подобное совместительство — это вопрос, на который не трудно дать надлежащий ответ«.
Жаловались астраханцы и на неясность с остановками. «Места остановок поездов трамвая до сего времени не были точно определены, что постоянно служило источником недоразумений между пассажирами и поездной прислугой и порождало немало жалоб со стороны публики. В устранение этих непорядков, вагоны трамвая будут останавливаться для приема и высадки пассажиров лишь на определенных пунктах. Остановок — количество и места их уже утверждены управою — учреждается на каждой линии достаточно. Пункты остановок будут обозначаться прибитыми к трамвайным столбам дощечками с надписью «остановка вагона».
Любопытной особенностью нашего жаркого региона стало обращение городской управы к администрации трамвая с запросом: когда ею будут выпущены летние вагоны? Заведующий трамваем г. Грутарс заявил, что ответ на запрос будет сообщен в скором времени. Слава науке, что в наше время изобретены кондиционеры, а также сплит системы и в летних вагонах потребности теперь нет.
На десерт предлагаем вам свидетельство недовольства размером платы за проезд. Это тоже стало животрепещущей темой для многих городских жителей летом далекого 1900-го года. Схватка горуправы с управлением астраханских трамваев на страницах местных газет носила яркий и даже эмоциональный характер. Как свидетельствует местная дореволюционная пресса, меняется только форма, а проблемы у людей на протяжении столетий возникают примерно одинаковые.

