Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Автор бывшего в Астрахани «большого фонтана» поделился историей его создания

Поделитесь материалом:

К книге «Астрахань. Традиции мастеров», про которую мы уже писали, имеется приложение «Фонтаны Каспийской столицы», где размещено интервью с Борисом Медведевым — одним из создателей такого значимого для города объекта, как фонтан «Юбилейный». Мы решили перепечатать интервью с ним полностью. В нем мастер подробно рассказывает о располагавшимся на площади Ленина с 1977 года знакомом многим по воспоминаниям и советским открыткам объекте.

С 1977 по 2006 год главным украшением площади Ленина был большой фонтан с круглой чашей. Он появился к 60-летию Октябрьской революции, отчего и получил название «Юбилейный». Автором монументально-декоративного решения фонтана стал выпускник МВХПУ (Строгановское), член Союза художников СССР Борис Медведев. Его произведения хранятся в Астраханской картинной галерее имени Догадина, Государственной Третьяковской галерее, Сочинском художественном музее, частных коллекциях в России, Польше, Франции, Финляндии, США. Он является Кавалером почетного знака «За заслуги в развитии дизайна», награждён медалями и дипломами Союза художников России, Союза дизайнеров России, дипломом РАХ.Как оказалось, в архивах не сохранилось подробностей появления фонтана, который являлся одним из главных героев открыток об Астрахани в 80-х годах прошлого века. Борис Максимович сейчас проживает и работает в городе Сочи. В интервью он вспомнил, как и кем создавался фонтан «Юбилейный».

— Борис Максимович, кто был автором фонтана и что он символизирует?

Задание исходило от городских властей. Главным архитектором города был Александр Иванович Федорченко. Строительство фонтана было приурочено к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Идея была такая: в центре водяной столб, а на нём парит кольцо с шестью скульптурными барельефами ( всё таки юбилей, 60 лет), символизирующими основные отрасли народного хозяйства Астрахани. Между ними гладкие и рифлёные вставки из латуни, в центре, по окружности идёт орнаментальный пояс с изображением звёзд и юбилейной даты 1917 – 1977. Темы рельефов-«судостроение», «рыбное хозяйство», «наука», «сельское хозяйство», «лёгкая промышленность», «культура». 

— Сколько времени ушло от задумки, от идеи до открытия фонтана, и как проходили работы?

— Не меньше трех месяцев. Работа по изготовлению рельефов проводилась в мастерской, затем они по месту монтировались. Кольцо фонтана изнутри облицевали медью, чтобы из окон домов, которые на площади Ленина, не было видно технических конструкций сооружения. 

 А почему выбрали медь?

— Листовая медь послушный материал, хорошо поддающийся обработке и с ней я могуправиться своими силами и со своим оборудованием в творческой мастерской. Представьте, если всё это лить из бронзы, то это тяжесть какая, неимоверная стоимость и нереальные сроки. К тому же в Астрахани не было литейных мастерских, которые могли бы выполнить такие работы с хорошим качеством. Поэтому пришли к такому решению: все сделать вручную из листовой меди. Из инструментов – молотки, ножницы, сварка. Центральный пояс и рельефы были из темной тонированной меди, а межу ними золотистая латунь, это потом кто-то решил натуральный материал покрасить бронзовой краской.

А как работали? Авралы случались

— Нет, но выкладывались, конечно, плотно работали. Ночь, как правило, не захватывали, в отличие, например, от времени, когда в восьмидесятых трудились над мемориальной доской Сергею Мироновичу Кирову. Она сейчас размещена на здании резиденции губернатора, на углу улицы Советская, 15. Вот там пришлось за неделю все делать – круглосуточно сидели на заводе, четыре раза делали отливки. С фонтаном же времени было больше, но для меня это была, конечно, очень серьезная работа. Я ведь тогда четыре года как только из Москвы приехал, закончил Строгановку (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Был молодой, 29 лет всего и тут такая ответственность. И были не столько авралы, сколько неожиданности. Например, когда кольцо фонтана было установлено выяснилось, что у него перепад высот – с разных сторон сантиметров десять и установлено под наклоном. Вот и пришлось «уводить» эту визуальную разницу.  

— Перебои с материалом случались? Не было опасений, что фонтан перейдет в разряд долгостроев?

— Нет. Весь процесс контролировался комиссией, а курировал стройку  Крашенинников – председатель горисполкома, он содействовал во всем. Если надо было на завод обратиться, материал достать или сварку, то он эти вопросы решал. Согласовывалось и с Художественным советом и с Александром Ивановичем Федорченко. 

Медь – нам любезно предоставили реставрационные мастерские. В это время как раз шли работы в Кремле и с нами поделились материалом.

— Как считаете: почему именно к Вам обратились, чтобы сделать этот проект?

— Я заканчивал в Строгановке художественную обработку металла. У нас скульпторы были, и Сафронов, и Спиридонов, и Авдеева, они в основном рубили камень, а я работал с металлом, так что, скорее всего, поэтому. И потом я уже успел поучаствовать и на выставках, и на всероссийских, и на всесоюзных. 

— На ваш взгляд, насколько удачно выбрали место под строительство фонтана? 

— Место это выбирали профессионалы-архитекторы. Раньше там располагалась большая клумба. И с улицы Желябова (сейчас Адмиралтейская) открывался вид на всю площадь Ленина. Я считаю, что по месту фонтан правильно был расположен.

Клумба на месте будущего фонтана

— Фонтан Вам, как автору, нравился?

— Когда сделаешь работу, сдашь и думаешь – сделал что мог, а потом время проходит – вот здесь надо было вот так сделать, а вот здесь по-другому. Но всегда остается запас хода на развитие. То есть у меня нет такого, что я сделал что-то и говорю – ВСЁ, это гениально!

— И какой же «запас хода» был в «Юбилейном»

Можно было сделать поактивнее, пообъемнее рельеф. А вообще, говорить об этом сейчас, когда фонтана уже нет, довольно грустно. Я же все-таки автор. А еще у меня была стела Максаковой на Площади искусств, около филармонии. Но сейчас ее тоже нет.

 А почему Вы в своем творчестве отдали предпочтение металлу

— Я семь лет живописи учился. В художественной школе, напротив Третьяковской галереи была, в свое время, в Лаврушинском переулке, а потом поступил в институт на металл. У нас была очень крепкая школа, и нас всего 24 человека выпуска из художественной школы поступало. Кто на монументальную живопись, кто на промышленную графику, кто на интерьер. Я собирался сначала идти на живопись, потом на промышленную графику, потом посмотрел, что наших ребят там много и мы, по сути дела, будем друг друга топить. И я подал заявление на металл, еще понятия не имел, что там я буду делать, а потом влюбился в него и 40 лет работал с металлом: литье, ковка, решетки, медали и так далее.

— У Вас, насколько известно, дипломная работа была связана как раз-таки с медалями?

— Да. Делал комплект медалей «500 лет со дня рождения Коперника», и прямо сразу, я еще даже защиту «отметить» не успел, его забрала Академия Наук. И этот комплект Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш подарил президенту Польской Академии наук В. Тщебятовскому на праздновании юбилея Коперника. 

— Ваши работы выставлены и в Третьяковской галерее, и в Сочинском художественном музее, у нас в Астрахани в картинной галерее. А какие еще работы кроме «Юбилейного»фонтана связывают Вас с нашим городом? 

— Последние значимые работы, это барельефы на Триумфальной арке к 300-летию Астраханской губернии. Там шесть барельефов. Здесь я тоже в команде работал, но как скульптор выступал один. К сожалению, ушел из жизни Слава Бурлаков – он монументалист-живописец, а скульптором был я. На арке барельефы Александр II, Петр I, Иван Грозный, связанные с астраханской тематикой. Непросто далась эта работа. Изначально задумывалось ручками лепить и ручками же переводить в твердый материал, но сейчас же век технологий. Мы все прорисовали, а машина рубила гранит и, понятное дело не всё получилось как задумывалось, пришлось всё же кое где вручную несколько дней «грызть» гранит, править.

— Сейчас что-то для Астрахани создаете? 

— Сейчас я делаю серию портретов в Астраханский государственный университет, портреты ректоров, почетных профессоров. 

-То есть Астрахань не отпускает?

— Да, я часто здесь бываю. Так что Астрахань это не только мое прошлое. Это и настоящее, а, возможно, и будущее. И спасибо, что вспомнили про фонтан. 

Отметим, что Борис Медведев не только автор «большого фонтана» на площади Ленина. Он также создавал триумфальную арку на проспекте губернатора Гужвина, мемориальную доску С.М. Кирову на здании администрации Астраханской области, памятную стелу М. Максаковой, долгое время украшавшую площадь у Астраханской государственной филармонии. Думается, это интервью все-таки поможет сохранить хотя бы в нашей памяти один из утраченных символов советской Астрахани.

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru