Благодаря астраханским купцам возник один из городов Дагестана
Деятельность астраханских купцов зачастую выходила далеко за пределы губернии. Вот и в Дагестане свыше ста лет назад благодаря им возник один из ныне существующих городов, образовавшийся как поселок при важном производстве.
Речь о городе Дагестанские Огни вблизи Дербента у границы с Азербайджаном. Еще при нашествии Чингисхана монголы обнаружили в этой местности неугасаемые огни голубого цвета, которым поклонялись зороастрийцы. Кочевники попытались их потушить, но у них это не получилось, поэтому, как гласят предания, они решили не искушать судьбу и развернули свои войска.
На рубеже 19-20 веков Дагестан был одной из наиболее отсталой в промышленном плане территорий империи, однако поставлял на рынок огромное количество вина, фруктов и консервов. А с появлением там железной дороги к территории вырос интерес и у, как сейчас говорят, инвесторов.
В 1902 и 1904 годах геолог, профессор Д.В. Голубятников исследовал нефтегазоносные районы Южного Дагестана, выявив большие запасы газа у железнодорожного разъезда Огни — места, где и горели испугавшие в свое время монголов голубые языки пламени. Спустя десять лет, в 1914 году, известные в России владельцы стекольных заводов в Брянской области и на Северном Кавказе, братья А. и М. Малышевы из Астрахани, обратили внимание на изыскания ученого, касающиеся местного газа как источника дармового и экономичного топлива для стекловарения.

Это навело их на мысль о строительстве в Дагестане завода по производству стеклотары, в которой была большая потребность. Так, в 1900 году там произвели 267 549 ведер вина, а в 1905 году — 56 800 пудов фруктового пюре и 10 500 пудов консервов. А действующие в Астрахани и других городах России пароходные общества «Кавказ и Меркурий», «Надежда» только в 1899 году вывезли из Дагестана 40 тыс. пудов пюре и консервов, увеличив эти цифры через четыре года минимум в два раза.
В 1913 году астраханские дельцы у железнодорожного разъезда, где помимо газа имелся и замечательный кварцевый песок, взяли в аренду землю площадью 10 га и начали строительство стекольного завода. При нем был основан и поселок со временным жильем для рабочих, основная масса которых составляли местные жители, шедшие на вредное производство с целью заработать себе на жизнь. Из Астрахани же промышленники привезли опытных специалистов.
Через пару лет, как выяснили историки Гусейнов М.Ш. и Гусейнова С.К., предприятие уже выдавало до 250 ящиков оконного стекла и свыше 300 тысяч бутылок, но произошедшая революция внесли свои коррективы — во время гражданской войны так до конца и не построенный объект был сильно разрушен. Однако уже летом 1920 года республиканские власти предложили восстановить и пустить в ход стекольный завод «Огни», и в 1921 году правительство Дагестана обратилось в Главстекло ВСНХ РСФСР с просьбой командировать в республику специалиста для обследования разрушенного завода и подготовки заключения на предмет его восстановления.
Направленный инженер А.И. Китайгородский после тщательного обследования разрушенного предприятия доложил, что капитальный ремонт жилых и заводских помещений можно произвести в течение 3-4 месяцев. После восстановления завода, отметил А.И. Китайгородский, он может давать ежемесячно до 250 ящиков оконного стекла и до 100 тыс. штук сортовой аптечной и хозяйственной бутылки.
Изучив доклад инженера, Главстекло ВСНХ РСФСР признало целесообразным восстановление старого завода и передачу ему оборудования бездействующего Астраханского завода оконного стекла ручного производства. Так второй раз подряд благодаря астраханцам запустили ведущее предприятие Дагестана, где во второй половине 1922 года уже удалось наладить производство одной печи бутылок и сортовой посуды в размере примерно 60-70 пудов в сутки.

Уже в 1926 году там был построен совершенно новое предприятие — с участием иностранных специалистов, с импортным оборудованием и огромным вниманием со стороны правительства СССР. Завод «Дагестанские Огни» стал первым в Европе по применению способа вытягивания стекла и первым в мире по использованию природного газа в качестве топлива для ванных печей, вызвав широкие отклики в зарубежных промышленных кругах: которые сходились в том, что он является «большим успехом русской стекольной промышленности».

Благодаря заводу, в появление которого огромный вклад внесли астраханцы, поселок в 1980 году стал моногородом, в большинстве своем завязанным именно на стекольное производство. При этом предприятие, преодолев трудные 90-е годы, успешно работает и сейчас, гордо красуясь даже на гербе муниципального образования, где сейчас проживают около 30 тысяч человек.

