Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Проданная астраханская церковь или русская судьба английского парохода

Поделитесь материалом:

В 19-м столетия речные акватории России бороздили пароходы в огромном количестве. Обычным делом было заказывать их ходовую часть, машину и котлы в таких европейских странах, как Бельгия, Великобритания, Нидерланды и т.д. Судоходное общество «По Волге» тоже заказало на английском заводе «Samuda Brothers» в 1858 году буксирный колесный пароход для плавания в низовьях реки. В разобранном виде он был доставлен в нашу страну и в 1860 году в Криушинском затоне Симбирского уезда этой же губернии пароход начал свою работу с неказистым именем «Криуши». Судьба его, напрямую связанная с Астраханью, сложилась поистине невероятно!

Общество «По Волге» считалось довольно крупным объединением и презентовало новые пароходы с помпой. «…Правление ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в 1843 году Пароходного общества по Волге имеет честь донести до всеобщего сведения, что принадлежащие этому Обществу четыре пассажирные парохода ЦАРЬ, ЦАРИЦА, ЦАРЕВИЧ и КРИУШИ, с открытия навигации сего 1861 года, будут совершать, по примеру прошлого года, срочные рейсы между Казанью и Астраханью, отправляясь из сих городов еженедельно по два раза. Означенные пароходы, с превосходными машинами низкого давления, устроенными на одном из лучших заводов в Лондоне, снабжены удобными каютами и всеми принадлежностями, необходимыми для пассажиров», — сообщалось в № 9 газеты «Нижегородские губернские ведомости» от 1 марта 1861 года.

Судя по своим характеристикам, пароход мощностью в 240 лошадиных сил с железным корпусом и деревянной палубой имел довольно внушительные размеры. Так, его длина составляла 44,5 метра, ширина с обносами — 13 метров, а высота по борту — 2,2 метра. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена, которую также изготовили в Англии на заводе «Ravenhill, Salkeld & Co», а паровой котёл сделали в Нижнем Новгороде в «механических заведениях с судостроительной верфью» И.С. Колчина. Пароход мог развить скорость до 21 км/час при экипаже из 18 человек.

Тем не менее, основные конкуренты в лице фирм «Кавказ и Меркурий» и «Самолет» потихоньку отодвигали «волжские» пароходы на задний план. Да и отзывы в газетах были уже не так лучезарны: «..какое горькое разочарование охватывает пассажира, когда ему на его требование дать поесть, объявляют, что здесь, на пароходе, буфета нет, а следовательно и удовлетворить его законное требование нельзя. Так обстоит дело на пароходе «Криуша», который , кстати сказать , с двенадцати-футового рейда идет добрые полсутки. Пассажирам приходится претерпевать голодовку, за исключением случаев, когда добрый и любезный к пассажирам командир парохода по возможности уделяет им от своей провизии. Однако для пассажиров это далеко не утешительно; они имеют деньги и пользоваться подачкой стесняются».—Мы уверены, что об-во устранить повод к подобным жалобам», — цитировал газету «Астраханский листок» в №162 журнал «Русское судоходство» от 1895 года.

И руководство действительно устранило эту проблему, попросту продав пароход господину П.М. Минину в 1879 (а по другим данным — в 1900) году. Новый владелец стал использовать его как буксирный, дав свежее имя «Пират». И тянул бы унылую лямку до пенсии наш «пират», если бы не кипучая энергия некоторых астраханских деятелей.

Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий

Тогда Астрахань кормилась рыбой. Работные люди большей частью имели самое прямое отношение к рыбному промыслу. Многие уходили на вахты по 6-7 месяцев, подолгу не видя дома. Народ за это время успевал знатно одичать без духовной поддержки, и в 1903 году некий господин Н.Е. Янков обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги. Первоначально ему было отказано, но мысль показалась многим весьма привлекательной. Поддержку в лице церкви оказал Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий (Орлов).

28 декабря 1908 года на собрании членов Кирилло-Мефодиевского общества и Астраханского епархиального комитета было принято решение приобрести для этой цели пароход и соответственно его оборудовать. Осмотрев более 30 судов, специалисты остановили свой выбор на пароходе «Пират», купленное в январе 1910 года. При этом начальник губернии генерал-лейтенант И.Н. Соколовский произвел весьма энергичные меры, благодаря которым, например, местное управление Волго-Каспийскими тюленьими и рыбными промыслами пожертвовало 6 000 рублей (всего собрали 20 476 рублей), а местное врачебное отделение не отказало в обеспечении полной аптечки с инструментами и лекарственными принадлежностями.

Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства. Заказы разместили на местных заводах. «Пирата» перекроили всего за два месяца. Корпус судна удлинили, заменив большинство деталей. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. Над штурвальной рубкой установили часовню звонницу, матросский кубрик превратился в алтарь. Ближе к носовой части установили пять церковных куполов-луковок, а задние каюты стали кельями иеромонахов. Внизу храм мог вместить до 200 молящихся, на хорах – больше 100 и на палубе – около 100. Для церковных служб были назначены монашествующие и послушники Чуркинской обители в лице иеромонаха и иеродьякона, трех певцов, алтарника, фельдшера и повара. Светская команда состояла из 9 человек: командира, штурвального, трех матросов, машиниста, помощника машиниста и двух кочегаров.

6 сентября 1910 года плавучий храм вышел в свой первый рейс. Газеты пестрели рассказами о восторженной встрече жителей маленьких сел необычного парохода. «Астраханские епархиальные ведомости» разместили и фотографию первой и единственной в России плавучей церкви Святого Николая Чудотворца. Событие это считалось таким значимым, что даже император Николай II прислал в день освящения церкви телеграмму: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства». Интересным и малоизвестным фактом также является то, что современное здание Дворца бракосочетаний (бывшая биржа) в Астрахани было освящено при самом непосредственном участии плавучей церкви.

Всё необходимое для сопутствующего лечения фельдшером, также присутствовавшим на корабле – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. Число амбулаторных больных, обратившихся за помощью на плавучую церковь в 1911 году, составило 145 человек, а к 1912 году их количество дошло до 250. За врачебной помощью обращались не только православные, но и представители других религий – киргизы, калмыки, казахи. Не отказывали им и в трапезе в столовой-трапезне.

4 июня 1913 года ее посетили прибывшие в Астраханскую губернию члены императорского дома Великие княгини Мария Павловна и Мария Александровна, Великий князь Борис Владимирович и Герцог Павел Фридрих Мекленбург-Шверинский, которые после краткого молебна с интересом осмотрели ее. Протоиерей Петр Горохов, обратившись к гостям, сказал: «Наша Плавучая церковь не блещет ни простором, ни обилием света, ни богатством украшений, но она в скромном и скудном своем наряде совершает тоже великое и святое дело. Она приносит свет, радость и благодатную помощь всем и с помощью фельдшера и аптеки несет первую скромную помощь и для тела».

Отслужив пять навигаций, плавучая церковь в 1916 году не вышла навстречу ожидавшему ее ловецкому люду. 15 (28) февраля 1916 года газета «Московская копейка» писала: «прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашёл, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. Так как, по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то силами епископа Филарета: плавучая церковь превратилась в «износившийся пароход» и, как передаёт «Астраханский листок», «продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь».

Епископ Астраханский и Енотаевский Филарет (Никольский)

В «Астраханском вестнике» за 1916 г. сообщалось: «Валяется всё абы как на платформе. Одна главка, например, лежит совсем на неподходящем месте. Купола пока не разламываются – почему: разное тут говорят. Один купол на барже поставлен, другой на платформе. На одном треплется что-то вроде изображения св. Серафима. Ломают не как храм, а как простое жилье какое». Ситуация вызвала возмущения и широкую полемику в газетах того времени. Астраханское духовенство стали делить на «белое» и «черное» в соответствии с тем, как оно относилось к продаже плавучей церкви. Судьба же изготовленных в Москве икон на золотом чеканном фоне и церковной утвари с плавучей церкви точно не известна до сих пор.

В итоге Филарету все же пришлось покинуть свой пост, но уникальную постройку было уже не спасти. Церковь-пароход продали за 5000 рублей (практически за бесценок) купцу К. И. Рябцеву. Недавняя святыня превратилась в обычный буксир для доставки бочковой тары, и получила новое название «Нечаянный». После революции все суда Рябцева были национализированы и переданы советскому правительству. «Нечаянный» работал в Баку, затем в Астрахани. 5 ноября 1924 г. он был разобран на металлолом. По другим данным, в советское время пароход ещё дважды менял имя на «Иосиф Сталин», а затем «Моряна», успел побывать плавучим театром, и наконец, матросским общежитием в поселке Оранжерейное вплоть до конца 1960-х годов.

 

Ирина Мажайская

Подготовлено с использованием материалов АОНБ им. Н. К. Крупской, сайтов «Речная старина» и «Газетные старости».

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru