Погода world-weather.ru
Прогноз погоды в Астрахани

Как из-за двух лимонов арестовали 120 человек: история астраханского буйства

Поделитесь материалом:

Сложно сказать, обладают ли астраханцы южным темпераментом. Но в историю России своими восстаниями в поддержку Стеньки Разина, страстями по Лжедмитрию, свадебными бунтами и прочими скандальными мероприятиями мы несомненно вошли. Сейчас бы это назвали событиями федерального значения. Но и региональные бунты бывали впечатляющими. Об одном из таких мы вам и расскажем. Ставим два лимона, что про этот эпизод истории города вы никогда не читали.

События происходили 135 лет назад на Кузнечной улице (от 2-й Новолесной до 3-го Поперечного переулка), ныне имеющей название улица Московская. Она тянется вдоль театра оперы и балета, располагаясь недалеко от береговой линии Волги и бывших пристаней. Именно там возникла ситуация, ярко иллюстрирующая, что не следует путать причину и повод.

По улице Московской сохранилось семь домов — памятников архитектуры, бывших свидетелями возмутительных действий в районе здания Детского мира и Селенских исад:

  • Дом Губина — ул. Московская, 54
  • Здание церковного училища церкви Казанской иконы Божьей матери — ул. Московская, 24
  • Ночлежный дом — ул. Московская, 26
  • Усадьба — ул. Московская, 12 и еще три дома там же — №№ 6, 7, 17
Часть плана Астрахани из путеводителя 1909 года

Газета «Новое время» за июнь 1887 года пишет (орфография и пунктуация сохранены):

26 мая, в 6 часов вечера, в Кузнечной улице мальчик Митрофан Богдачев, 7 лет, утащил 2 лимона из персидской лавки, но был пойман хозяином лавченки, Урустым-оглы, который, схватит виновнаго за шею, потащил к лавченке, причем толкнул мальчика так, что тот упал. Все это видели какие-то прохожие, которые крикнули, что персиянин избил русскаго мальчика; мать последнего выбежав из дома, стала кричать, что ее сына убил перс.

Сбежавшиеся на крик мужики из трактиров и ренсковых погребов бросились на перса, который с испугу стал запирать свою лавку. Толпа вообразила, что в лавченке спрятан труп якобы убитаго мальчика (который тем временем был уведен с матерью в участок) и стала ломать и разносить лавченку. Другие персы, торгующие там-же и рядом, на Новом рынке, вступились за соотечественника.

Вероятно, дело кончилось бы разогнанием дравшихся, но, по несчастью, в это время шли окончившие работу на пристанях персы- грузчики (музуры), которые бросились на помощь своим и стали теснить русских; последним тоже явилось подкрепление, в лице рабочих-крючников и промысловых. Тогда русские загнали противников во двор дома Васильева, где персы квартируют. Заперев ворота, персы сначала отсиживались и русские стали было уже расходиться, но персы вдруг стали выскакивать из ворот и бросать в русских палками и обломками досок. Тогда какой-то субъект предложил ворваться во двор с помощью лестниц. Персы заперлись, но запоры ворот не устояли под ударами, ворота растворились, ворвавшаяся толпа стала разносить дом и бить персов, последние прятались, кто куда мог.

Ренсковый погреб в Екатеринбурге — магазин, торгующий алкогольными напитками навынос

Со двора дома Васильева буйство разнеслось по всему околотку, а постоянно прибывавшая толпа русских стала разбивать персидские лавки и лари. В это время двое персов попали в центр суматохи и обратили на себя внимание буянов, спасаясь от побоев, персы бежали, преследуемые, в Покровскую степь, где и сели в экипаж попавшагося извозчика, но были замечены бондарями, перехвачены и оба перса убиты.

Пока происходило все это в стороне от главного пункта буйства, полиция пыталась прекратить безпорядки. Полицеймейстер вызвал по телефону казаков и до прибытия их кое-как сдерживал толпу, в которой оказались лица, подстрекавшие к нападению. Когда на место происшествия явились казаки и стали разгонять толпу, то из окон домов, занятых буянами, были брошены палки и другие предметы, которыми контужены несколько всадников. Затем по прибытии вице-губернатора и еще партии казаков, буянов разогнали и многих арестовали.

В этот вечер арестовали 120 человек виновных в буйстве. Ночью спокойствие названных улиц оберегалось солдатами местного батальона. На другой день арестовали бондарей, — принимавших участие в убийстве двух персов. Один из этих рабочих схвачен окровавленным, найдены также молотки и топоры со следами крови. Производится следствие. По постановлению следователя подвергнуты предварительному заключению 61 человек.

По рассказам, главное участие в безпорядках принимали с обеих сторон крючники. Между крючниками русскими и крючниками персами существует вражда, коренящаяся в том, что персы, вследствие дешевизны своего труда, постепенно оттеснили русских, почти со всех пристаней, и, таким образом, лишили их хлеба и работы. Это и вызвало раздражение в русских, высказавшееся при первом удобном случае.

Астраханский справочный листок уточнял в номере 112: крестьянский сын Царевского уезда села Среднего, Митрофан Петров Богачев, 7 лет, похитил два лимона из фруктовой лавочки русско-подданного пepсиянина Джафара-Урустам-Оглы, помещающейся в подвале, под домом № 37 купца Курочкина, в 7 околотке 3 участка, по Кузнечной улице. Урустам-Оглы задержал Богачева, предполагая передать его полицейскому постовому, но в этот момент явилась мать мальчика, крестьянка Дарья Петрова Богачева, выпущенная лишь 23 сего Мая из тюремного замка, и с криком: «сына моего задушил персиянин», бросилась в лавочку Урустам-Оглы, а вместе с нею бросились также несколько пьяных человек чернорабочих, с криками: «давайте бить персиян». С этого момента полупьяная толпа ежеминутно начала возрастать и, достигнув до нескольких сот человек, направилась в квартиру персиян-крючников, помещающуюся по Кузнечной же улице, в доме под № 22, чиновника Васильева, где избили до 20 персиян и поломали мебель; двух же персиян, желавших спастись от побоев бушевавшей толпы бегством, догнали на Болдинской степи и убили, и кто убитые два персиянина, еще не выяснено. К 12 часам ночи толпа бушевавших, при помощи нижних чинов Полиции, Местного Батальона и Казачьего конного № 1 полка, удалена по домам. Главные виновники в подстрекательстве задержаны и дознание вместе с ними передано местному Судебному Следователю.

В номере 113 же сообщалось: В дополнение к краткому известию нашему, помещенному во вчерашнем №-pe «Листка» о буйстве в Кузнечной улице, сообщаем следующие подробности, полученные нами путем расспроса лиц, бывших на месте происшествия, а также — более или менее достоверных рассказов, циркулирующих в городе об этом происшествии...

Мы узнаем, что судимая мать мальчика, выбежав из дома, стала кричать, что сына ее убили. Что означает, что жили они неподалеку. Сбежавшиеся на ее голос из ренсковых погребов и трактиров мужики явно были нетрезвы. Когда они бросились к персиянину, который, с испугу, начал запирать лавку, народ был в совершенно обалделом состоянии, вообразив, что в лавке спрятан труп якобы убитого мальчика. Рядом располагался так называемый Новый рынок, на котором торговали персияне. Оттуда они явились на помощь своим и вступили в драку с русскими. Таким образом, появились две небольшие кучки русских и персиян, наступавших одна на другую. По карте третьего участка видно, как близко эпицентр находился к пристани. Неразбериха началась в неудачный момент — закончившие работы персияне-музуры (грузчики), кинулись на помощь сородичам. Любопытно, что в газете их не назвали амбалами. Со стороны русских же подмога пришла в виде рабочих-крючников. Проявившие себя как крючники боевые. Затем эпичная стычка в доме Васильева. Ну и какой-то фанат действий Степана Разина, предложивший штурмовать дом при помощи лестниц.

Место побоища на улице Кузнечная в Астрахани (под номером 78 — Новый рынок)

«…какой-то пьяный субъект, атлетического сложения, предложил штурмовать двор с помощью лестницы и разбивать ворота подтоваринами. Предложение это было принято; персы заперлись, но запоры ворот под ударами подтоварин не выдержали, полотна растворились и толпа, ворвавшись во двор, начала «разносить» дом и бить персов».

Подтоварина, по видимому, это что-то типа тонкого бревна или доски для временного крепления или подстилки. Все персидские лавки и лари были разнесены в щепы не только на улице, но и на Новом рынке. Далее трагический момент кровопролития. С предварительной погоней, попыткой сесть на экипаж в степи, и убийством с участием бондарей. Узнаем из публикации, что полицеймейстера, вызвавшего по телефону казаков, звали Инковский. Именно ему пришлось сдерживать толпу, подстрекающую к нападению на полицию. Так что, даже в 1887 году могли взывать к помощи по телефону. Не только из дома Васильева кидали палки и бревна в полицейских, а из нескольких домов, занятых буянами. Потому и пострадавших всадников оказалось немало.

Ночью солдаты местного батальона стерегли покой на Кузнечной и соседней с ней улиц. На следующий день арестовали бондарей Фонюшкина, подозреваемых в убийстве. Один был найден окровавленным, найдены молотки и топоры со следами крови. Полиция производила следственные действия под наблюдением прокурора Переслегина. Главное же участие в раскачивании конфликта, по свидетельствам очевидцев, принимали крючники: «…Прежде персы работали преимущественно на городских пристанях, но в этом году подрядчики привезли с Кавказа несколько артелей музуров и они вытеснили русских грузчиков и с Болдинских пристаней. Это вызвало раздражение в русских, вылившееся при первом удобном случае. Немало содействовали разжигание страстей бабы своими бестолковыми криками о том, что персияне будто бы убили мальчика, спрятали его и т. д».

Вот вам и сherchez la babe…

Мы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика (16+) Св. о рег. СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75401 от 12.04.2019.  Гл. редактор Путилина И.В. Тел. 8-937-120-9050, e-mail: astralist.info@yandex.ru