В Астрахань после реставрации в Москве вернулись буддийские святыни
Начало года в Астраханской картинной галерее было отмечено возвращением восьми буддийских икон-тханок из собрания музея после прохождения реставрационных работ. Реставрация проводилась коллективом художников-реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.
Так Догадинка, как сообщает пресс-служба областного минкульта, открывает Год культурного наследия народов России. Размер отреставрированных буддийских икон из собрания картинной галереи составляет от 31 до 35 см в длину и от 24 до 28 см в ширину. Тханки написаны клеевыми красками на хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея. Причем, одна из тханок является редкой тибетской иконой, исполненной с использованием золотой краски.
Буддийская икона обычно создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений для использования в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. По традиции, они исполнялись монахами или особо посвящёнными людьми.
Среди сюжетов из собрания галереи выделяются иконы с изображением «белого старца» — Цаган Эбугена в виде лысого старика с длинной белой бородой, почитаемого как покровителя долголетия, богатства, семейного благополучия; Дармараджи или «Царя веры», главы «пяти царей», и Гадхарвы — небесного музыканта, стража священного божественного напитка Сома.
Тханки из собрания Астраханской галереи относятся к рубежу XIX-XX вв., их происхождение относится к ряду калмыцких, бурятских и тибетских культовых предметов, предположительно, входивших в одну коллекцию. Предметы поступили в музейное собрание от частного лица в 1921 году. В Год культурного наследия народов России отреставрированные буддийские иконы посетители смогут увидеть в экспозиции «Восточного кабинета» отдела зарубежного искусства картинной галереи.